В случае если вина Газпрома будет доказана, ему светят миллиардные штрафы в евро. А в выходные министр энергетики Турции Танер Йылдыз объявил, что его страна не будет продлевать контракт, подписанный с Россией в 1986 году. Действие трех других контрактов пока сохраняется, в том числе по поставкам через «Голубой поток» (по дну Черного моря в обход Украины). Эксперты считают, что таким образом Турция давит на Газпром, добиваясь снижения цены на голубое топливо.В случае если вина Газпрома будет доказана, ему светят миллиардные штрафы в евро.
По поводу проверок Еврокомиссии версий много, и все они выглядят правдоподобно. Но все же ключевой остается вопрос цены на газ для европейцев. Формальным основанием для проверок могла стать позиция Литвы, которая пожаловалась Брюсселю на завышенные цены Газпрома еще в январе 2011 года. «Это контрнаступление Европы против давления Газпрома, который стремился получать высокую прибыль без учета рыночных реалий. А они таковы, что покупатели на европейском рынке сейчас переключаются на более дешевые поставки газа по спотовым контрактам (работающие по схеме «сегодня на сегодня»).
Газпром не идет навстречу, отдавая предпочтение долгосрочным контрактам с фиксированной ценой. В отличие, к примеру, от другого поставщика — Норвегии. При этом на поставках Газпрома по-прежнему завязана деятельность многих европейских газовых компаний, и он может свободно диктовать цену», — объясняет директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. Вторая причина — таким образом ЕС отреагировал на попытки Газпрома препятствовать строительству газопровода «Набукко», который является конкурентом российского проекта «Южный поток». Третья причина — это реакция Европы на известие о том, что Владимир Путин снова идет в президенты.
«У Газпрома начались неприятности в Европе, и Турция решила ковать железо, пока горячо, — отметил эксперт по газу Валентин Землянский. — К тому же, в отличие от Украины, у них есть альтернативные пути поставок, например, из Ирана». Отказ Анкары от контракта с Россией грозит Украине потерей прибыли от транзита около 6 млрд кубометров газа в год. «Если Турция пойдет дальше словесных угроз, Украине и другим странам нужно ставить вопрос перед Анкарой о консервации газокомпрессорных станций. Ведь вернуть прежние объемы будет непросто», — говорит Гончар.