В управлении земельных ресурсов Бородянского района — аншлаг. Приёмный день. Нина и Николай купили дачу. И вот уже год пытаются оформить право собственности на неё.
— Просто сдать документы, поставить на учет и все.
Они шестьдесят первые. Приём — строго по списку. Его ведут сами очередники. Записываться начинают с шести утра. До восьмого десятка очередь обычно не доходит.
— Восемьдесят девятый. Ку-бан-ский….
— А шансы есть?
— Не, по-моему нет.
Многим просто нужно узнать — готовы ли их документы. Но для этого приходится ждать весь день.
— Мне только узнать. И тот много таких. И мне узнать. Уже третий год. С 2008 года я вот хожу.
Начальник земресурсов очередей в коридорах своего ведомства, словно, не замечает. По его мнению — проблем нет.
Олег Дубашевский — исполняющий обязанности начальника управления земельных ресурсов Бородянского района:
Конечно, мы идем навстречу людям. Иначе сейчас никак. Но почему люди этого не чувствуют? Я же еще раз повторяю — каждому человеку стараемся идти навстречу.
На стенде — полезная информация. Адреса и телефоны фирм, которые помогут оформить документы и занести их нужному чиновнику без очереди. Но за отдельную плату. Только в одной Бородянке подобных организаций — десяток.
— А вы чем людям помогаете, расскажите?
— Чем мы людям помогаем…. А чем мы людям помогаем? Можно не снимать?
Антонина, из Черкасской области, собирает урожай винограда. Возможно, последний. Ведь скоро у её дачи может появиться новый хозяин. Женщина не может понять, почему — ведь у нее на руках государственный акт. Она хозяйка своей земли.
— Подписи, печать, все як положено…
Но, выясняется — не хозяйка. Землю хотят забрать и у других членов кооператива. Госакты оформляли так долго, что сельсовет успел изъять эту землю и предложить другим. Дачники уверены: проволочки были намеренными. Ведь место лакомое — рядом лес, озеро. Кому теперь достанется эта территория — в сельсовете не говорят.
Марина Лымарова — землеустроитель сельсовета села Красная Слобода:
Ми розглядали клопотання громадян. А які громадяни? Ну не знаю — там різні громадяни. Я не можу вам зараз сказати які. Ну, жителі села, іншіх сіл, які мають право звернутися в любу сільську раду на виділення земельної ділянки.
А это уже Луганск. Тут недавно поймали на «горячем» директора коммунального предприятия, который требовал взятку за решение земельного вопроса. При обыске в его кабинете нашли сорок тысяч долларов.
— Получали ли вы сегодня от кого-либо денежные средства?
— Получал…
— От кого?
— От…
— А какую сумму вы от него получили?
— 3900.
— Чего — гривен?
— Нет, долларов.
Эти кадры нам показывает эксперт общественного комитета борьбы с коррупцией в земельной сфере Роман Михайлич. Таких историй, за год, по стране — сотни, говорит он. Главная проблема земельных отношений — отсутствие чётких правил. Сроки выполнения большинства процедур не прописаны. Их можно выполнять день, а можно и год. И чиновники этим пользуются.
Роман Михайлич — эксперт Комитета содействия борьбе с коррупцией:
На місцях керівники управлінь видають свої внутрішні накази. І у нас складається так в країні, що в кожній області, кожне місто мають свої особисті підходи оформлення земельних ділянок.
Сто лет назад оформить землю было куда проще. Участок измерялся вот таким саженем и уже через месяц выкупной акт был готов. Отменить решение землеустроителя могли только три человека — царь, губернатор и судья. Теперь же все гораздо сложнее. Чтобы перечислить все процедуры необходимые для получения государственного акта на землю, придется прошагать все поле.
В земельной сфере будет наведён порядок — обещают в Национальном агентстве земельных ресурсов. Такова политическая воля руководства страны — говорит глава ведомства Сергей Тимченко.
Сергей Тимченко — глава Национального агентства земельных ресурсов:
Президент лично поставил мне задачу — до первого ноль первого две тысячи двенадцатого года и пояснил в чем. Это ликвидация очередей, ликвидация задолженности по государственным актам и прекращение всяческих попыток взяточничества и вымогательства в земельной сфере.
С Нового года людям больше не придётся ходить по кабинетам, обещают в Нацагентстве. Вводится принцип «единого окна». В управлениях земельных ресурсов появится новый сотрудник — государственный кадастровый регистратор. Именно он будет принимать граждан и отвечать за соблюдение сроков — их, наконец, установят.
Сергей Тимченко — глава Национального агентства земельных ресурсов:
Регистрация должна производится не дольше, чем за 14 рабочих дней. Справки, вытяги — в день поступления заявления и любая другая информация выдается в течение десяти рабочих дней.
К концу дня до Нины и Николая очередь всё-таки дошла. Но человек, который был перед ними, не уходит из кабинета. Женщина в отчаянии — её мать пыталась оформить землю пять лет, но умерла, так и не дождавшись документов. Теперь ими занимается дочь. И пока безуспешно.
— Уже человек ждал-ждал, старуха не дождалась. Теперь вы хотите, чтобы я еще умерла?!
Оказалось, что и наши герои пришли напрасно. Бумаги у них не приняли. По новым правилам, документы должны быть в электронном виде, но об этом никто не предупредил.
— Мы уже пятый раз у вас, и никакие дискеты вы не требовали.
— Потому что ввели новую процедуру, которая вступила в действие в августе.
— А почему вы нам тогда не сказали?
Нина и Николай отправляются домой ни с чем. Они подсчитали, что провели в очередях уже сорок часов. В Агентстве земельных ресурсов уверяют: очень скоро бюрократия останется в прошлом. До конца года обещают выдать госакты всем, кто их ожидает. А это триста пятьдесят тысяч украинцев.