Однако, по данным Моторного страхового бюро Украины (МТСБУ), новыми бланками успели обзавестись лишь от 1% до 3% водителей (и не удивительно — из-за технических проблем, первую неделю их не было в наличии).
Ожидается, что в 2013 году водители будут оформлять без ГАИ порядка 80% ДТП с помощью спецбланка — Европротокола.
ТОРГ УМЕСТЕН
Похоже, что все попытки лоббистов страховых компаний заработать на автогражданке больше (напомним, что в прошлом году страховой тариф распоряжением Госфинуслуг подняли вдвое), не увенчались успехом — как нам признались в неофициальном разговоре страховые агенты, застраховать по официальным тарифам человека сегодня нереально.
Поэтому страховщики легко идут на скидки: при прозвоне 10 компаний нам «со старта» удалось снизить цену на 15-20%. А если еще и договориться с друзьями и сказать агенту, что нужно застраховать сразу несколько машин, цена полиса падает на 40% — за опт.
ПОЛНОЦЕННО — ЧЕРЕЗ ГОД
Несмотря на то, что закон, позволяющий оформлять ДТП без вызова ГАИ, официально вступил в силу 19 сентября, на практике он заработал лишь на этой неделе.
До этого попытки купить полис нового образца были безуспешными — у страховых компаний не было бланков.
Но важно знать, что оформить аварию с использованием Европротокола возможно лишь в том случае, если оба участника ДТП имеют полисы «автогражданки» нового образца (заключенные после 19 сентября).
По факту же у большинства украинских водителей таких полисов нет — не покупают по той причине, что еще не закончилось действие предыдущего.
В МТСБУ говорят, что можно будет говорить о полноценной работе нового закона лишь с осени 2012 года, когда закончит свое действие последний полис старого образца (они действительны до конца срока действия, а и в августе, и в начале сентября страховые агенты торговали ими довольно активно).
ПЕРВЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ
Начальник центра страхования транспортных рисков одной из страховых компаний Юлия Очеретяная в ходе проходившего на прошлой неделе круглого стола страховщиков и МТСБУ, рассказала, что первые случаи оформления ДТП с использованием Европротокола уже зафиксированы.
Правда, участники этих аварий страхового возмещения не получили — прошло слишком мало времени (страховая платит в течение 90 дней).
БЕЗ ГАИ ПОКА СЛОЖНО
Однако вероятность в данный момент того, что водитель при наличии полиса с Евпропротоколом попадет в ДТП и у второго участника будет точно такой же документ, крайне мала.
Так что гаишники будут выезжать на ДТП-«стуканчики» как минимум до конца этого года.
Важно также знать, что Европротоколом нельзя воспользоваться в том случае, если у второго участника нет вообще никакого полиса (за исключением льготников).
В этом случае также нужно вызывать ГАИ, а прибывшие на место инспектора, помимо того что отбирают права (их затем передают в суд), так еще и составляют протокол и постановление за отсутствие полиса «автогражданки» (штраф в 340 грн).
Кстати, в Правилах дорожного движения всегда была предусмотрена возможность оформления ДТП без ГАИ и без Европротокола.
Однако в этом случае, после самостоятельного составления схемы ДТП, все равно нужно ехать в ближайшее подразделение Госавтоинспекции, где на виновного водителя составят админпротокол и передадут его в суд. А там, в зависимости от настроения судьи, либо назначат штраф в 340 грн, либо отберут права на год.
То есть главное же преимущество Европротокола не в том, что можно обойтись без ГАИ, а в том, что при оформлении аварии для получения страховки у водителя не забирают права. В этом плане закон действительно является прогрессивным и облегчает водителям жизнь.
ОТ ДТП ДО ВОЗМЕЩЕНИЯ
После того как ДТП произошло, для получения возмещения ущерба участникам ДТП нужно придерживаться четкого алгоритма.
1. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПДД
Как и требуют Правила дорожного движения (ПДД), необходимо убедиться в том, что никому из участников аварии не требуется медпомощь — если у второго водителя или его пассажира есть травма, нужно вызывать и скорую, и ГАИ.
Иначе, пытаясь сохранить права, можно попасть в более серьезные неприятности, например — под уголовное дело за неоказание помощи пострадавшему.
Кстати, страховщики рекомендуют сделать фото ДТП. Но дело это — добровольное, а не обязательное.
2. ПРОВЕРЬТЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ
Если в ДТП действительно пострадало только «железо» (очень важно в этом удостовериться), то необходимо попросить второго водителя показать полис, а также предъявить свой.
Если оба документа — нового образца (с Европротоколом), можно начинать договариваться о том, кто возьмет вину на себя. Если второй водитель не хочет решать вопрос мирно или ведет себя неадекватно, лучше все-таки вызвать ГАИ.
3. ЗВОНОК В СТРАХОВУЮ
Сообщение по телефону горячей линии, указанному в полисе, о ДТП является обязательным. Дело в том, что страховая компания (СК) имеет право прислать на место ДТП своего представителя — страхового комиссара.
Он проверяет документы водителей, помогает с оформлением схемы ДТП, если нужно, ищет свидетелей.
Кстати, если комиссар учует от одного из водителей запах алкоголя (или другие признаки опьянения), то имеет право настоять на медицинском освидетельствовании.
4. ЗАПОЛНЯЕМ БЛАНК И РИСУЕМ СХЕМУ
Не позднее трех рабочих дней со дня наступления ДТП нужно письменно предоставить страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности, сообщение о ДТП.
После этого необходимо сохранять поврежденное имущество в том же состоянии, в котором оно находилось после ДТП, до тех пор, пока его не осмотрит назначенный СК оценщик.
Параллельно оценку можно сделать и на своем СТО — часто компании предпочитают заплатить деньги по безналу. Возмещение ущерба, согласно новому закону, осуществляется в течение 90 дней с момента предоставления Европротокола.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР УЩЕРБА?
Один из самых скользких моментов при оформлении Европротокола заключается в том, что сумма возмещения в данный момент ограничена 10 тыс. грн.
Если же реальный ущерб оказался выше, например, выяснилось, что в результате столкновения повреждено не только переднее крыло, но и двигатель, разницу потерпевшему водителю придется доплачивать из своего кармана.
Особенно осторожными нужно быть владельцам китайских автомобилей — согласно с результатами ресурсных тестов российского издания «Авторевю», даже при столкновении на небольшой скорости и небольших внешних повреждениях, реальный ущерб может быть настолько большим, что автомобиль проще сдать на свалку, чем отремонтировать.
То же самое относится к некоторым моделям румынского и турецкого производства.
В методических рекомендациях МТСБУ прописаны примеры повреждений и суммы ущерба. Однако не стоит забывать, что цены на запчасти постоянно меняются. Кроме того, в реальной жизни двух одинаковых ДТП не бывает.
Правда, с 2013 года максимальный размер выплаты по Европротоколу будет увеличен до 25 тыс. грн — запас вполне достаточный. Для ориентира мы составили расценки для недорогой иномарки (см. таблицу).
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Адвокат Алексей Святогор, который специализируется на защите прав автомобилистов, говорит, что на практике с законом далеко не все гладко и его нужно дорабатывать.
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОВОД
Cогласно п. 33-2 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств», водители не должны сообщать о ДТП в ГАИ. Однако страховая компания, согласно ст. 33-1 того же Закона, обязана провести расследование, запросив данные из ГАИ (которых у них, естественно, нет).
«Естественно, что от ГАИ поступит ответ, что ДТП не зарегистрировано. После этого страховая со спокойной совестью «тупо» (и вполне законно) откажет в выплате», — говорит юрист. Также стоит учесть то, что любая ошибка в Европротоколе может стать основанием для того, чтобы страховая отказала в выплате. А ошибки будут.
ТРЕЗВЫЙ ВОПРОС
Еще один момент, который так и не решен: Европротокол разрешено использовать только в том случае, если ни один из участников ДТП не находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо под влиянием препаратов, снижающих реакцию. Но как определить (или поставить под сомнение) наличие либо отсутствие таких признаков у водителя? Отметим, что многие страховые компании в договорах указывают, что клиент-водитель обязан (!) предоставить доказательства своей трезвости в момент наступления ДТП. И за отсутствие заключения врача-нарколога могут отказать в выплате.
НЕЧЕСТНЫЙ ОППОНЕНТ
Люди, как известно, бывают всякие. Вполне возможны ситуации, что сразу после ДТП водитель-виновник подпишет Евпропротокол (согласно с которым признает свою вину), а на утро следующего дня передумает и будет утверждать, что ДТП произошло по вине противоположной стороны. А свою подпись отозвать на основании того, что он «не ведал, что подписывал» — согласие о своей вине является следствием травмы, либо насилия или понуждения с противоположной стороны, либо водитель может вообще возражать против события и факта ДТП в принципе (в это время находился в другом месте). Кстати, часто при повреждениях внутренних органов человек ощущает это не сразу. Подпишет Европротокол, а потом врачи выяснят, что у него сотрясение мозга. Страховая в этом случае откажет в выплате, не оформит ДТП и ГАИ. То есть и законодателю, и участникам рынка еще есть над чем работать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА «МЕЛОЧИ»
1. Заполнять бланк нужно разборчиво, от руки шариковой ручкой, желательно печатными буквами.
2. Исправления в Европротоколе не допускаются. Если один бланк Европротокола испорчен, необходимо воспользоваться бланком Европротокола другого участника ДТП. Поэтому перед заполнением советуем потренироваться на обычной бумаге, а потом переписать на чистовик.
3. Листы Европротокола можно разъединять только после внесения всех данных и подписания документа участниками ДТП. Если листы неидентичны, страховая откажет в выплате.
4. После использования (или порчи, потери) бланка Европротокола необходимо обратиться в страховую компанию, в которой был куплен полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. Выдача бланков Европротокола бесплатная. Количество обращений за бланком неограничено.
Владислав Бовсуновский