«В соглашении мы вышли на приемлемые формулировки относительно режима торговли энергетическими товарами, — пояснил участник переговоров, директор департамента международных экономических отношений Минагрополитики Тарас Качка. — Мы не гарантируем транзит и не гарантируем непрерывность поставок». До сих пор ЕС настаивал на том, что в случае прекращения поставок газа Украина должна компенсировать его стоимость. В нынешнем договоре единственная гарантия, которую дает Украина,- то, что она законодательно не будет препятствовать транзиту газа, отмечает Качка.
«В соглашении указано, что ни одна из сторон не может быть ответственной за прерывание, обусловленное действиями третьей стороны, или субъектами, подконтрольными третьей стороне», — сказал он.
В Минэнерго вчера отказались комментировать ход переговоров с Евросоюзом. Но высокопоставленный источник в министерстве отмечает, что договоренности должны позволить Украине увереннее отстаивать свои интересы в переговорах с Россией. «Одним из основных аргументов »Газпрома« во время газовых конфликтов в 2006 и 2009 годах была »газовая блокада«, то есть отключение поставок газа в страну, — отметил источник.— Прекращение поставок приводило к претензиям со стороны ЕС, создавало для нас угрозу многомиллионных исков». Если Евросоюз действительно согласился с такими формулировками — любой европейский арбитраж встанет на сторону Украины в случае возможных обвинений в ее адрес, отмечает партнер юрфирмы «Правовые партнеры» Андрей Доманский.
Это не единственная мера, которую приняла Украина, чтобы подготовиться к газовой войне. Ранее глава НАК «Нафтогаз України» Евгений Бакулин заявил, что компания накопила достаточно газа в подземных хранилищах для осенне-зимнего сезона. А президент Виктор Янукович заявил, что Украина подготовила документы, необходимые для подачи иска в арбитражный суд для разрыва действующего газового соглашения с Россией.
Итоги переговоров двух стран, которые прошли в эти выходные в России, пока не известны. Однако источник в Минэнерго утверждает, что сторонам по-прежнему не удается достичь договоренности по газовым вопросам из-за разногласий вокруг возможного СП по управлению украинской ГТС «Москва настаивает на двустороннем консорциуме, а Украина — на включении ЕС в качестве третьего партнера», — отмечает источник в министерстве. В таких условиях, по мнению члена комитета Верховной рады по ТЭК Сергея Пашинского, угроза новой газовой войны остается.
«В мае глава Минэнерго Юрий Бойко обещал закончить переговоры по газу с Россией до середины июля. Затем первый вице-премьер Андрей Клюев планировал сделать это до конца августа, а на прошлой неделе сообщил, что все решится до начала октября, — напоминает начальник аналитического отдела ИК »Брокеркредитсервис« Максим Шеин. — Уже сентябрь подходит к концу, но договоренностей нет».