Специалисты в 2007, 2009 и 2011 гг. опросили каждый раз более 10 тысяч респондентов или примерно по 400 в каждом регионе Украины. При этом, по словам руководителя экспертной группы ЕИА Светланы Горной, в 2007 году 2/3 украинцев заявили, что они сталкивались с коррупцией (давали или брали взятки) при обращении в органы госвласти, а 4 года спустя таких стало на 7% меньше. Причем снижение началось еще в 2009 году и продолжилось в 2011-м.
При этом наблюдается интересная картина: на западе больше людей (запад — 12,2%, центр — 10,6%, юг — 9,1%, восток 8,3%) сами предлагают «благодарность» за решение вопроса или пользуются протекцией, на юге и востоке, наоборот, больше чиновников требуют мзду. Так, в Донбассе и Крыму каждый третий чинуша желает получить на лапу, в Галичине — каждый четвертый, а в центральных регионах — «лишь» один из пяти.
Самым коррумпированным регионом украинцы называют Крым (45% или почти каждый второй чиновник требует взятки), самым честным — Черниговскую область (менее 8% чиновников-мздоимцев). А вот добровольно чаще всего «благодарят» житомиряне — каждый четвертый, самые прижимистые — черкасчане, платят лишь 2%. На Волыни процветает кумовство: более 40% вопросов решается по протекции, в Запорожской области этого почти нет — всего около 2%. При этом лишь один из пяти граждан Украины уверен, что бороться со взяточничеством должны сами люди, большинство уповает на власть.
Больше всего готовы противостоять коррупции мужчины до 30 лет, с высшим образованием и доходами выше среднего (молодые бизнесмены. — Авт.) — таких более 40%, а вот среди пенсионеров «борцов за справедливость» всего 22%.
В ГАИ не считают себя самой коррумпированной структурой, потому что, по их мнению, борьба с мздоимством на дорогах ведется давно и постоянно, и результаты налицо. «Подробный комментарий дадим после изучения материалов данного исследования», — ответил нам и. о. начальника пресс-службы Александр Зубенко.
Впрочем, никакого «бинома Ньютона» в данных исследований по ГАИ нет. Просто с этой службой граждане сталкиваются чаще, чем с другими «взяткоемкими» структурами, а рост числа тех, кто считает эту службу самой коррумпированной с 2007 года, вполне можно объяснить тем, что в конце 2008-го были повышены штрафы, и взятки резко выросли.
Чиновники боятся требовать взятки
Аналитик МЦПИ Александр Жолудь говорит, что снижение за 4 года количества граждан, втянутых в коррупцию, на 7% — это хороший показатель. «Усиление борьбы с мздоимством сыграло свою роль, чиновники стали бояться так нагло требовать взятки, как раньше, — считает эксперт. — Дала плоды и пропаганда в СМИ мер по борьбе с коррупцией: все больше граждан, обращающихся в органы власти, понимают, что они «не твари дрожащие, а право имеют».
И каждому чинуше можно сказать: «Вы сидите в своем кресле за мои деньги, извольте выполнять свою работу». А вот адвокат Татьяна Монтян не верит, что люди стали меньше давать взятки. По ее мнению, уровень мздоимства (по крайней мере, в органах госвласти, судах и прокуратуре) последние 10 лет остается стабильным: «Не изменились экономические условия, основа коррупции. Чиновники пытаются свои возможности по решению тех или иных вопросов конвертировать в деньги».