Европейская Комиссия скоро представит свои предложения по введению единых облигаций еврозоны, заявил глава организации Жозе Мануэл Баррозу, выступая перед Европарламентом в среду, 14 сентября. Баррозу при этом подчеркнул, что сами по себе эти облигации не положат конец кризису.
Баррозу в жестких формулировках охарактеризовал сложившуюся ситуацию в евроблоке. «Это борьба за рабочие места и благополучие семей во всех странах-членах (ЕС). Это борьба за экономическое и политическое будущее Европы. Это борьба за все, что Европа собой воплощает в мире. Это борьба за саму европейскую интеграцию», — передает Reuters слова Баррозу.
«О необходимости введения еврооблигаций было много споров, — прокомментировал Баррозу. — Сегодня я хочу подтвердить, что Еврокомиссия скоро представит свои варианты предложений о введении евробондов. Некоторые из них могут быть реализованы в рамках ныне действующего европейского соглашения, другие потребуют внесения изменений».
После заявлений Баррозу о подготовке проекта единых облигаций курс евро к доллару вырос, европейские фондовые рынки вышли в плюс, пишет Reuters.
Баррозу заявил, что единственным способом разорвать порочный круг на финансовых рынках является углубление европейской интеграции. Он подчеркнул, что это должно происходить не в порядке инициативных мер Германии и Франции, которым должны следовать меньшие страны блока, — по мнению Баррозу, стратегии должны осуществляться сообща странами-членами во главе с Брюсселем.
«Система, опирающаяся чисто на взаимодействие между правительствами, не работала в прошлом и не будет работать в будущем», — подчеркнул Баррозу.
Европейские лидеры не могут преодолеть кризис уже полтора года. Их очередным шагом 21 июля стало расширение возможностей Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) объемом 440 млрд евро. Фонд получил полномочия выкупать облигации на вторичном рынке и в упреждающем порядке кредитовать правительства, оказавшиеся в трудном финансовом положении.
Но эти решения, которые должны быть одобрены парламентами большинства стран-участниц, не были полностью реализованы. В то же время рынки теряют доверие к властям евроблока и все больше сомневаются в их способности решить долговые проблемы. В результате доходность облигаций Греции, Италии, Испании и других государств растет.
Баррозу вслед за главой ЕЦБ Жаном-Клодом Трише призвал к скорейшей ратификации договоренностей от 21 июля, которая продемонстрирует, что Европа исполняет свои намерения.
Европарламент давно выступает за введение единых облигаций еврозоны, которые позволят 17 странам-участницам совместно выступать заемщиком на финансовом рынке.
Идея коллективных обязательств, часто называемых «евробондами» (eurobonds), выдвигалась уже неоднократно с прошлого года. Консервативные лидеры в Германии и других европейских странах упорно отвергали такой механизм, говоря, что он противоречит идеалам единой Европы, предполагающим, что страны сотрудничают друг с другом, но сохраняют самостоятельность в фискальных вопросах.
По оценкам экономистов, еврозона была бы надежным должником. Бюджетный дефицит блока в этом году должен составить около 4,4%, совокупный уровень госдолга к ВВП — 87%, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на статистику МВФ. Для сравнения, у США дефицит превышает 10%, а долг достигает 99% ВВП.
Объём экономики еврозоны в целом достигает 13 трлн долларов, и размещение коллективных облигаций позволило бы блоку, состоящему из 17 государств, опереться на эту мощную базу и ослабило бы рыночное давление на отдельные страны, такие как Италия и Испания, которые больше не имеют возможности привлекать дешевые заимствования.
В правительстве Германии высказывали опасения, что механизм общих заимствований будет снижать для других стран необходимость улучшения бюджетной дисциплины, в то же время поднимая процентные ставки для надежных заемщиков, таких как Германия, до общей планки.
В Германии считают, что идею общих долговых обязательств можно было бы рассматривать только тогда, когда имела бы место более тесная и жесткая бюджетная координация в еврозоне. Недавнее определение конституционного суда Германии о необходимости одобрения бюджетного комитета Бундестага для участия в европейских программах финпомощи, может создавать дополнительные преграды в продвижении общеевропейских инициатив, даже если правительство в Берлине проявило бы такую готовность.