По мнению эксперта, это произойдет, если рынку не помешают вторая волна глобального кризиса и введение импортных пошлин на машины. «По продажам мы перешагнем отметку в 200 тысяч автомобилей. Если сохранятся нынешние темпы роста, то мы увидим и 240 тысяч (в 2011 году)», — сказал Назаренко.
«Позитивный сценарий — это когда все остается как есть, нет специальных импортных пошлин, налаживается кредитование, нет второй волны кризиса. В этом случае мы видим рост продаж на 20-25%», — отметил эксперт.
По его словам, рост продаж во многом был вызван снижением банками ставок кредитов и специальными программами торговцев. «Начали снижаться банковские ставки — если еще год назад было 24% годовых в гривнах, то сейчас есть банки, которые предлагают 14%. Появились и программы заводов-производителей под нулевой процент. Сентябрь-декабрь могут быть хорошими месяцами по продажам», — сказал Назаренко.
По словам эксперта, чья ассоциация объединяет ведущих импортеров автомобилей на Украине, позитивная динамика может продолжиться и в 2012 году, если украинские власти не пойдут на введение ограничений для завоза импортных автомобилей, на чем настаивают украинские автозаводы.
«Если нынешние условия сохранятся, а в этом году будет реализовано 240 тысяч автомобилей, то в следующем году можно ждать продаж на уровне 300 тысяч. Рост не будет ажиотажным, но 20% роста будет», — сказал он.
Reuters отмечает, что Украина, располагающая одним автозаводом полного цикла производства и несколькими крупными сборочными предприятиями, по мнению аналитиков, значительно отстает от других ев ропейских государств по насыщенности автотранспортом, а средний возраст легкового автомобиля составляет около 17 лет.
В прошлом году в Украину было импортировано около 106 тысяч легковых автомобилей на почти 1,7 млрд долларов, при средней цене машины в 17.900$. За этот же период внутреннее производство автомобилей составило 75.300 единиц, увеличившись на 15% по сравнению с кризисным 2009 годом.
С начала 2011 года темпы роста выпуска машин внутри Украины уже составили почти 60%. Впрочем, это не помешало производителям в начале июля обратиться к регулятору с требованием введения специальных импортных пошлин на легковые автомобили с наиболее распространенными литражами двигателей.
В частности, украинские компании предлагают установить дополнительную пошлину в 33,4% таможенной стоимости для автомобилей с двигателями объемом от 1,0 до 1,5 литра и пошлину в 47% для автомобилей с двигателями от 1,5 до 2,0 литра.
По словам Назаренко, автомобили с такими двигателями составляют 93% всего украинского легкового автопарка. Глава ВААИД прогнозирует, что если такие пошлины будут введены, а решение должно быть принято весной 2012 года, украинский рынок в следующем году в лучшем случае останется на уровне 2011 года, а скорее всего и сократится.
«Производители понимают, что некоторые (импортеры) придут к ним и скажут — давайте собирать. Они хотят пустить весь импорт через сборку и на этом зарабатывать. При негативном сценарии рынок сможет расти лишь за счет собранных внутри страны автомобилей» — Назаренко
«Негативный сценарий — если будут введены спецпошлины. В этом случае мы увидим падение рынка, просто перестанут импортировать автомобили. Если будут спецпошлины — продажи будут на уровне этого года или даже упадут. Произойдет перераспределение рынка», — говорит Назаренко.
«Будут ввозиться только дорогие автомобили и начнется сборка многих марок внутри страны. Пошлина за машинокомплект составляет 100 евро, а за автомобиль при сегодняшних ценах — от 2.000 евро», — отмечает он.
Легальный импорт автомобилей на Украину начал расти после вступления страны в ВТО, так как импортные пошлины снизились до 10% с 25%. Параллельно с ростом импорта происходило сокращение крупноузловой сборки автомобилей на украинских предприятиях, так как сложная и дорогая логистика машинокомплектов делала такой бизнес невыгодным.
По мнению Назаренко, введение пошлин вновь вернет сборку машин. «Производители понимают, что некоторые (импортеры) придут к ним и скажут — давайте собирать. Они хотят пустить весь импорт через сборку и на этом зарабатывать. При негативном сценарии рынок сможет расти лишь за счет собранных внутри страны автомобилей», — говорит эксперт.