«Сегодня теплоснабжающие компании Украины зачастую готовы инвестировать например 100 тыс. грн в котел, который окупится за 4-5 лет и сэкономит 5-10% энергии, вместо того что бы комплексно модернизировать систему. Это похоже на латание дыр в решете. В идеале нужно начинать с утепления здания, установки теплопунктов, преизолированных труб, и только тогда, понимая каков объем реального потребления можно модернизировать котельную», — сказала она.
По ее словам, такой поэтапный подход в небольших микрорайонах (30 зданий и 2 км труб) может обойтись в 2-3 млн евро и окупиться в среднем за три года при этом показатель энергосбережения достигает 50%. «Изначальная инвестиция больше, но она экономически обоснованна. Сверхцелью для реализации энергоэффективных проектов в секторе теплоснабжения должно стать долгосрочное виденье, а не просто модернизация инфраструктуры, только тогда мы можем обеспечить создание рынка эффективного использования энергии», — считает эксперт.
По словам директора ЕУЭА, для того, чтобы реализуемый проект модернизации имел средний показатель сохранения энергии 50% необходимы: во-первых — модернизация жилищного фонда (утепление домов); во-вторых — установка индивидуальных теплопунктов в каждом доме (экономия от 15% до 25%). Еще два необходимых пункта мотернизации включают замену труб на преизолированные и переход от 4-х трубной на 2-х трубную систему (экономия от 10% до 15%), а также модернизацию котельной, когда есть понимание каков объем реального потребления энергии (экономия от 5% до 10%).
«В первую очередь необходимо ориентироваться на оказание комфортных услуг потребителям, в итоге у людей сформируется понимание того, за что они должны платить больше. К сожалению, сегодня большая часть проектов все еще ориентируется на производство (Supply driven development), а не потребителя (Demand driven development). И такой менталитет поставщиков технологий, строителей и потребителей необходимо менять», — считает она.
Что касается финансирования подобных проектов энергосбережния на местном и государственном уровнях, то, по словам Елены Рыбак, благодаря изменениям к Бюджетному Кодексу Украины принятым в августе 2011 г., муниципалитеты снова могут заимствовать кредитные ресурсы у Международных Финансовых Организаций. «Тем не менее, для систематичной реализации проектов все еще необходимо минимизировать риски связанные со сменой власти на местных уровнях, готовить более качественные проекты (отвечающие европейским стандартам). Задолженности предприятий и отсутствие кредитной истории являются первоочередными препятствиями в привлечении средств, в случае если город или область не могут выступать «гарантом» кредита», — отметила эксперт.
Она также считает, что есть и а альтернативные механизмы. «Сдача объектов в концессию или использование механизмов энергосервиса. Когда внешний инвестор заключает договора с теплоснабжающей компанией либо ОСМД (для зданий) и инвестирует в энергоэффективные мероприятия. Для привлечения такого рода финансирования по схеме государственно-частного партнерства, а тем более если мы говорим об иностранных инвесторах — необходимо обеспечить прозрачность энергетического ринка, стабильность инвестиционного климата, равные условия для всех игроков ринка, функционирование независимого регулятора, определить долгосрочную стратегию развития энергетического ринка страны и поддерживать имидж Украины среди иностранных инвесторов», — отметила директор ЕУЭА.