Хедж-фонды рассматривают способы организовать контратаку против Национального банка Швейцарии, чьи усилия взять под контроль рост франка поймали инвесторов врасплох, сообщает The Wall Street Journal.Швейцарский франк упал примерно на 10% к евро после того, как центробанк установил во вторник потолок на уровне 1,2 франка за евро.
Швейцарский франк упал примерно на 10% к евро после того, как центробанк установил во вторник потолок на уровне 1,2 франка за евро для защиты швейцарских экспортеров: сильная национальная валюта усложняла продажу товаров за рубеж. Франк торговался в пятницу на уровнях чуть ниже «потолочных», около 1,2137 франка за евро.
Национальный банк Швейцарии установил минимально допустимый курс национальной валюты на уровне 1,2 франка за евро, чтобы добиться «существенного и продолжительного ослабления швейцарского франка». «Регулятор будет поддерживать этот уровень со всей решимостью и готов покупать для этого иностранную валюту в неограниченных количествах», — пообещали в ЦБ.
Инвесторы из хедж-фондов считают, что у швейцарского центробанка не хватит мощности, чтобы отразить приток капитала в страну, экономика которой относительно стабильна по сравнению с соседями из еврозоны.
Спекулянты ищут способы заработать на росте франка и делают ставки, которые окупятся, если Национальный банк в течение шести месяцев не сможет достичь своих целей и евро упадет до паритета с франком. «Многие инвесторы, похоже, ждут, когда Нацбанк Швейцарии исчерпает свои средства или политический капитал», — отмечает WSJ.
«Мы думаем о покупке швейцарского франка но мы подождем еще несколько недель, — говорит WSJ Аксель Мерк, директор по инвестициям в Merk Investments. — Если появятся какие-либо признаки ослабления, какие-либо знаки, что политическая реакция (на действия швейцарского ЦБ) становится слишком острой, или если ЦБ начнет сворачивать свои действия, это будет время, чтобы подумать, не вернуться ли во франк».
Политическая реакция на действия швейцарского Национального банка была отмечена уже в четверг: норвежские и канадские чиновники раскритиковали шаги Швейцарии по борьбе с ростом франка, которые вызвали укрепление норвежской кроны и канадского доллара. Глава Центробанка Норвегии Ойстен Олсен заявил, что укрепление кроны задушит норвежскую экономику, сократив экспорт. Канадский министр финансов Джим Флаэрти заявил, что обеспокоен швейцарской интервенцией на валютном рынке и опасается нового раунда валютных войн.
Национальный банк может сделать швейцарский франк лишь относительно дешевым, считает Мерк. Европейский долговой кризис продолжит привлекать инвесторов в национальную валюту Конфедерации, считает эксперт. Кроме того, валютные интервенции, подобные организованной Нацбанком, редко заканчиваются успехом. В 2009 и 2010 годах швейцарский ЦБ отказался от интервенций из-за нарастания нереализованных убытков.
Швейцарский ЦБ может одержать временную победу в борьбе за слабый франк — отчасти из-за того, что его внезапные действия сильно ударили по управляющим капиталом, считает Эли д'Отефор, исполнительный директор валютного фонда Overlay Asset Management. После действий швейцарского ЦБ д'Отефор начал делать ставки на то, что волатильность обменного курса евро к франку будет падать — аналогичную тактику выбрали и многие другие трейдеры, включая крупные инвестбанки с Уолл-стрит.
Чтобы предотвратить ослабление национальной валюты, центробанк должен быть готов продавать валютные резервы и скупать нацвалюту на рынке, поясняет газета Globe and Mail. Риском в таком случае может быть нехватка валютных резервов для поддержки курса — как это произошло в 1992 году. Тогда в рамках Европейского механизма валютных курсов британский фунт стерлингов был привязан к немецкой марке. «Короткие» продажи Джорджем Соросом фунта на сумму более 10 млрд долларов показала неспособность и отсутствие резервов для поддержания фиксированного курса. В результате, Сорос стал известен как человек, «сломавший Банк Англии».
Швейцарский регулятор пытается сейчас осуществить обратное — предотвратить укрепление национальной валюты. В теории Национальный банк с помощью печатного станка может выпускать на рынок столько франков, сколько посчитает нужным. Однако на практике будут трудности: во-первых, Швейцария рискует положить конец накоплению больших валютных резервов, которые она не может продавать, если хочет сохранить курс нацвалюты. Во-вторых, Швейцария рискует разогнать инфляцию, нарастив предложение франков.
Сломать привязку валюты через её укрепление может быть сложнее, чем через ее ослабление, однако, как отмечает автор материала Globe and Mail, спекулянты будут испытывать швейцарскую решимость: «Учитывая относительно небольшой размер Швейцарии и относительно небольшой риск падения в швейцарских франках (мало кто верит, что вероятно значительное снижение в кратко- и среднесрочной перспективе), есть очень хороший шанс, что спекулятивная атака на привязку (франка к евро) будет успешной».