Власти Украины заявили о ликвидации «Нафтогаза» с последующей его реструктуризацией. Существуют аспекты, которые при любом выбранном правительством Украины варианте могут осложнить реорганизацию, — например, долги «Нафтогаза» как перед иностранными, так и отечественными кредиторами. При этом правительство пока что не представило своего видения решения данной проблемы.
Сначала выплата долгов, потом реструктуризация «Нафтогаза»
Реформирование компании без согласования с внешними кредиторами (на позицию некоторых из них, вполне вероятно, может повлиять «Газпром») ведет к предъявлению требования о досрочном погашении кредита и связанных с ним платежей. В этом случае по гарантированным кредитам требование о досрочном их погашении (на сумму около 1,6 млрд долларов) может быть предъявлено непосредственно государству.
На сегодняшний день, согласно данным аудированной отчетности и опубликованной в СМИ информацией, «Нафтогаз» имеет значительную внешнюю задолженность по кредитным соглашениям, в том числе заключенным с внешними кредиторами. Текущая задолженность компании перед украинскими банками составляет более 24 млрд грн, а перед иностранными банками — около 2,2 млрд долларов, из которых порядка 1,6 млрд долларов гарантированы государством в соответствии с постановлением КМУ №986 от 16 сентября 2009 года.
«Газпромовский» след в кредитах Deutsche Bank
Как стало известно в начале текущего года, «дочка» российского государственного «Внешторгбанка» — «ВТБ Банк Украина» предоставила «Нафтогазу» кредитную линию на сумму 180 млн долларов.
В 2005 году «Нафтогаз» взял 220 млн долларов кредита у кипрского банка DEPFA Investment Bank Limited, являющегося 100%-ной «дочкой» ирландского DEPFA Bank pls. Любопытно, что этот кредитор НАКа весьма тесно и плодотворно сотрудничает с Газпромбанком и самим «Газпромом», являясь не только соорганизатором нескольких крупных сделок, но и весьма значимым кредитором российского газового монополиста.
Таким образом кредитор, который будет предъявлять претензии к «Нафтогазу», имеет уже отличную от дойчебанковской прописку. И пытаться влиять на него, подключив дипломатические каналы, будет, вероятнее всего, бесполезно.
По этой кажущейся на первый взгляд невероятной версии сворачивание кредитной линии Deutsche Bank — одно из звеньев хорошо продуманной цепочки действий. Их цель — якобы получение «Газпромом» или связанными с ним структурами доли в украинской ГТС и полного контроля над нашим внутренним рынком газа.
Но что будет, если в один прекрасный день они вдруг дружно откажут заигравшемуся заемщику, а затем, воспользовавшись фактом задержки платежей или другого невыполнения «Нафтогазом» его обязательств, не менее дружно предъявят свои претензии? Арест счетов, реструктуризация долгов, банкротство? И что потребуют кредиторы от государства.