«По нашим подсчетам, один из самых мощных украинских заводов — Лисичанский НПЗ — в 2010 году простоял на ремонте 20% всего рабочего времени, Одесский НПЗ — 40%», — поясняет Куюн. В результате из-за простоя недопроизводство топлива составило около 1,1 млн тонн, и рынок должен был восполнять недостающие объемы за счет импорта.
Еще одним значительным фактором, по сути подорвавшим честную конкуренцию на украинском рынке нефтепродуктов, стала деятельность скандальной компании «Ливела», которая через суд получила право на беспошлинный воз топлива в Украину. Пользуясь этим правом, «льготник» всего за три с половиной месяца — с августа по ноябрь 2010 года — ввез в страну более 1 млн тонн топлива. «По нашим оценкам, до полумиллиона тонн было ввезено импортерами, в том числе и операторами НПЗ, «про запас», для дальнейшей продажи на растущем рынке», — утверждает Куюн.
Особенности госрегулирования
Сегодня можно сказать, что «Ливела» стала частью другой проблемы, которая мешает честной конкуренции среди нефтетрейдеров, — государственного регулирования рынка. Так, для того чтобы разобраться в законности работы фирмы-льготника, в Верховной Раде была создана специальная следственная комиссия. Однако ее представители честно признаются: расследование не даст результата. «Разбирательство с «Ливелой» закончится ничем. Думаю, итогом расследования станет отчет в парламенте о том, что деятельность компании не выходила за рамки закона», — говорит Александр Гудыма, член следственной комиссии Верховной Рады, занимающейся расследованием работы «Ливелы».
По его словам, то, что в Украине позволяют уходить от налогов некоторым компаниям, — не единственная проблема, вставшая на пути цивилизованной конкурентной борьбы на рынке. Не первый год нарекания со стороны как местных нефтеперерабатывающих заводов, так и компаний-импортеров вызывает организация конкурсов по продаже украинской нефти, реализатором которой выступает подконтрольная группе «Приват» Игоря Коломойского «Укрнафта». Абсурдность аукционов заключается в том, что, во-первых, доступ к ним получает только сам «Приват». Во-вторых, сырье на нем продается с дисконтом, что позволяет группе демпинговать при продаже светлых нефтепродуктов.
Справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году правительство пыталось изменить ход событий: в законе о госбюджете Кабмин привязал стартовую стоимость нефти на торгах к цене импортного сырья. Однако Аукционный комитет по-своему трактует новые правила и при расчете стартовой цены не учитывает НДС, которым неизбежно облагается импортная нефть. Поэтому стартовая стоимость нефти стала выше, но по-прежнему формируется с 20%-ным дисконтом по отношению к рыночной цене.
Конкуренция повышает качество
Несмотря на множество негативных факторов, эксперты отмечают, что конкуренция на рынке и госрегулирование все же имеют и некоторые положительные стороны. В частности в последнее время в Украине улучшилось качество топлива. Так, сегодня 75% дизельного топлива в балансе страны отвечают требованиям не ниже Евро-3. Аналитики объясняют данную ситуацию введением дифференцированного акциза на дизель в зависимости от содержания серы.
Нежелание платить больше налогов подстегнуло отечественные предприятия модернизировать производственные мощности, задействованные в выпуске дизтоплива. Также, по словам Дениса Саквы, аналитика ИК Dragon Capital, одной из причин, заставляющих украинские компании переходить на производство более качественного топлива, является рост в стране количества новых автомобилей, для которых важен высокий стандарт нефтепродуктов.
Первыми выпуск улучшенного дизеля наладили Лисичанский и Одесский НПЗ. В прошлом году к ним присоединился и Кременчугский НПЗ. Впрочем, в поставках качественного дизтоплива не отстают и импортеры: в 2010-м почти половину всего импорта дизельного топлива составили поставки из Беларуси, нефтезаводы которой также выпускают исключительно евродизель.
Ситуация с бензинами хуже. Требуемые современным транспортом марки Евро-4 и Евро-5 завозятся исключительно по импорту. Из украинских предприятий к выпуску топлива по новым стандартам активно готовятся Одесский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. «Мы планируем в следующие пять лет вложить порядка 210-220 млн долларов в модернизацию производства», — говорит главный инженер лисичанского предприятия Дмитрий Мальцев. Инвестпрограмма позволит заводу уже в 2012 году перейти на выпуск топлив стандарта Евро-5.
Компания «Укртатнафта», владеющая Кременчугским НПЗ, уже перешла на выпуск бензина А-92 и А-95 под собственным брендом Energy, хотя по ключевым параметрам это топливо отвечает стандарту Евро-3.
Падение переработки
Эксперты считают, что в перспективе, скорее всего, отечественные нефтеперерабатывающие заводы продолжат сдавать свои позиции. «Если правительство не примет решительные меры по защите украинской нефтепереработки, наши предприятия будут сокращать переработку», — полагает аналитик Upeco Александр Сиренко.
По его мнению, единственной действенной мерой для Украины остается увеличение ввозной пошлины на импортные нефтепродукты. Согласен с такой точкой зрения и эксперт Dragon Capital, отмечая, что, если не принимать во внимание интересы потребителей, введение пошлин на импортные нефтепродукты приведет к росту спроса на отечественное топливо.
Такую позицию разделяют и в «Укртатнафте». «Если не ввести антидемпинговые пошлины на импортные нефтепродукты, то на украинском рынке будет та же ситуация, которая есть сегодня с природным газом — мы полностью будем зависеть от России», — считает глава компании Павел Овчаренко.
По подсчетам ТНК-ВР, преимущество, например, белорусских НПЗ перед украинскими на корзине нефтепродуктов сегодня превышает 130$ на тонну светлых нефтепродуктов и будет колебаться в зависимости от величины пошлин на нефть и продукты ее переработки.
Торговля нефтепродуктами
Добыча и переработка нефтепродуктов