Издание констатирует, что это уже привело к подорожанию коротких денег — в конце прошлой недели началась вторая волна роста стоимости кредитов овернайт до 10%. За этим может последовать повышение ставок по депозитам и кредитам.

Источник также отмечает, что по состоянию на утро пятницы остатки на корреспондентских и транзитных счетах банков составили 12,17 млрд грн, уменьшившись за сутки на 726 млн грн, а с максимума, который был отмечен 17 августа, — на 6,53 млрд грн. 

По данным газеты, это уже второе значительное снижение в этом месяце: 8 августа остатки на корсчетах упали до 11,92 млрд грн. Тогда дефицит гривны молниеносно сказался на ее валютном курсе: 9 августа гривна укрепилась, согласно валютному индикатору, до 7,977/7,984 грн/$. Но уже 11 августа индикатор вернулся к 7,995/8,013 грн/$.

Такой низкой свободная ликвидность банковской системы не была с 2006 года, пишет издание, и добавляет, что недостаток денег проявился в росте ставок на кредиты овернайт. Так, 9 августа стоимость гривневого ресурса подскочила до 11% годовых, вскоре опустившись до 2,7%. Но уже в четверг ставки опять возросли — до 9,5% (в среднем до 10%).

Со своей стороны, недостаток ликвидности банкиры объясняют ее изъятием Нацбанком и Минфином. «Борьба с лишней гривной направлена на, чтобы она не пошла на покупку валюты, и курс был стабильным», — отметил директор казначейства одного из крупнейших банков.

По его словам, правительство тоже держит деньги, чтобы они не влияли на рост инфляции, а уже с 19 августа пошли активные проплаты за акцизы и НДС. Ъ добавляет, что с начала лета регулятор принял несколько постановлений, увеличивающих резервирование пассивов до 13,6 млрд грн, из которых 10,5 млрд грн заблокировано на отдельном спецсчете в НБУ .

Кроме того, по словам первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, на 1 августа правительство сконцентрировало на едином казначейском счете в НБУ 34,1 млрд грн, но из этой суммы гривневая масса составила только 8,2 млрд грн, остальное — эквивалент валютных средств, привлеченных на внешнем рынке.

К тому же в июле Минфин свел госбюджет с профицитом в 1,8 млрд грн, тогда как в I полугодии дефицит казны составлял 10,4 млрд грн, пишет Коммерсантъ-Украина, и добавляет, что излишки средств Минфин удерживал на едином казначейском счете, не допуская их в банковскую систему.

Нехватка свободных средств у банков бумерангом бьет по Минфину, который не может продать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) по низким ставкам. Провалом завершились уже три аукциона, пишет газета.

Между тем, банкиры возмущены таким низким уровнем ликвидности. «Зато курс стабильный. К сожалению, скоро все будут вынуждены признать, что высокие ставки — это хуже стабильного курса гривны», — иронизирует зампред правления крупного банка с иностранным капиталом.