Недавно журнал Inc опубликовал пособие для тех, кто нанимает творческих людей. Для того, чтобы понять, подойдет ли соискатель для работы в команде, необходимо, общаясь с ним, выполнить ряд вещей: дать человеку творческое тестовое задание, убедиться в его честности и открытости, договориться об авторских правах на результаты труда, обязательно пообщаться с человеком лично (так как по резюме сложно что-то понять о гении), задавать ему странные вопросы на собеседовании и многое другое.
Но как справиться с гением, когда он уже в команде? Известно, что творческие личности зачастую позволяют себе многое, что в голову не придет сделать скромному труженику, в чьи обязанности входит работа со скучными документами. И народная мудрость «гению можно простить все», когда твой сотрудник третий день саботирует работу из-за хандры или проваливает сроки из-за отсутствия вдохновения, как-то тускнеет. Как управлять такими людьми с наибольшей пользой для компании и наименьшим вредом для здоровья?Далеко не каждый человек, считающий себя творческим, действительно таковым является. Не все представители творческих профессий — творческие люди.
Роман Тышковский, партнер компании Odgers Berndtson
Далеко не каждый человек, который способен что-то создавать, является творческим. В мире немало абсолютно не творческих, системных и понятных гениев.
Формально творческие люди ничем не отличаются от всех остальных. А неформально, конечно же, это небо и земля: у творческих гениев другие мотиваторы и другие внешние импульсы. Их мотивирует признание — творческий человек без этого просто не может действовать дальше. И без свободы самовыражений и действий никак. При этом, как правило, деньги для таких людей не являются значимым мотиватором, гораздо важнее обстановка в офисе, возможность выразить свои мысли, окружающие люди.
В Японии даже существует практика: творческие и не творческие люди работают на разных этажах. В этой стране очень жесткая иерархическая структура, в отличие от России, тем не менее, именно в России, с ее чиновничьим советским наследием творческим людям реализовать свой потенциал сложнее, чем где бы то ни было.
Если четко не понимать, в чем ценность человека для компании, может оказаться, что взятый на работу гений будет похож на Mazeratti на дорогах Тверской области. Вроде бы хороший автомобиль, но гарантированно сломается, и пацаны на тракторе тебя засмеют.
Александр Лысковский, генеральный директор Alawar Entertainment
Потакание слабостям есть в работе любого руководителя. Людей нанимают затем, чтобы их слушать. Если не слушаешь, то зачем нанимал? Но лучше не скидки делать, а создавать такие условия, чтобы подобное поведение проявлялось как можно реже. Как его корректировать? Нужно договариваться «на берегу»: я понимаю твою силу и ценность и создаю подходящие условия для реализации твоего потенциала. Но когда ты чувствуешь, что пришла пора разнообразить твой арсенал, сменить обстановку, встряхнуться — ты мне об этом говоришь и мы вместе что-то меняем.
Можно использовать разные методы — стрессовую мобилизацию, холодный душ. Но лучше все же создавать условия, чтобы это вдохновение присутствовало. Ведь что такое вдохновение — по сути, это мотивация. Мотивируйте людей. Сравнивайте их деятельность не с кем-то (а Вася-то лучше тебя рисует!), а с ними же самими — в их наиболее продуктивный период. Ты сделал нормально, но можешь лучше! Создавайте комфортные условия. У нас в Alawar многие стены увешаны различными дипломами, благодарственными письмами, грамотами с участием конкретных сотрудников — это мотивирует. А в конце каждой нашей игры присутствуют «титры» (credits) с перечислением всех, кто создал эту игру. Часто твоя фамилия в этом списке и возможность заниматься любимым делом вдохновляют куда больше, чем скромная прибавка к зарплате.
Андрей Фадеев, генеральный директор компании Progrestar
Творческие люди постоянно норовят отступать от правил и устраивать революции, способны на странные в понимании обычных работяг поступки. Например, прийти на работу под вечер или не явиться вообще — просто потому, что здоровый сон дороже, и хотелось спать. Или у него могут напрочь отсутствовать минимальные управленческие качества.
Важно понимать, что творческому человеку скучно долго сидеть на одном месте и заниматься одним и тем же. Три года, максимум — четыре, и он сбежит в поисках чего-то нового, даже если вы организуете ему санаторные условия. Хотите, чтобы он не убежал? Периодически меняйте все: задания, зону ответственности, проекты, над которыми человек работает.
Руководитель, имея дело с такими людьми, должен понимать, зачем они ему нужны, и четко взвешивать все плюсы и минусы. Иногда имеет смысл терпеть какие угодно выходки. А порой, если тщательно подумать, выясняется, что человек приносит больше материальных и нематериальных убытков, чем пользы.
Важно помнить
Далеко не каждый человек, считающий себя творческим, действительно таковым является. Не все представители творческих профессий — творческие люди. Не все профессии, которые так и тянет причислить к творческим, на самом деле таковы (скажем, 90% работы журналиста или аккаунт-менеджера в рекламном агентстве — не творчество). И, наконец, если сотрудник прогуливает работу, опаздывает на 3 часа и срывает дедлайны, скорее всего, он не погруженный в свой богатый внутренний мир художник, а обычный недисциплинированный лентяй.
17 серпня 2011, 12:10
Как наладить работу творческого коллектива
Творческие личности зачастую позволяют себе многое, что в голову не придет сделать обычному сотруднику, работающему с бумагами. Как управлять творческими людьми с наибольшей пользой для компании?
Читати коментарі (0)