На скользкой дороге
За девять месяцев 2010/2011 маркетингового года (сентябрь 2010 — август 2011) отечественные масложировые предприятия произвели 2,9 млн тонн подсолнечного масла, из них на экспорт —свыше 2,0 млн тонн. Ассоциация «Укролияпром» прогнозирует, что по результатам сезона отрасль выйдет на рекордный показатель в 2,9-3,1 млн тонн. Текущий сезон будет одним из самых успешных для украинских производителей подсолнечного масла, хотя отрасль была близка к тому, чтобы повторить ката строфический сценарий 2008 года (с введением квот и остановкой заводов).
Тучи над сектором сгустились в начале 2011 года: правительство недвусмысленно дало понять, что готовится к квотированию экспорта подсолнечного масла, как это уже произошло в 2008 году. Введением ограничений чиновники намеревались бороться с ростом цен на этот продукт: за четыре месяца он подорожал почти на 60% — с 9,50 грн/литр в сентябре 2010 года до 15 грн в феврале 2011-го.
При огромном перепроизводстве масложировая отрасль как никакая другая в пищепроме зависит от свободного режима экспорта. В качестве дополнительного аргумента: 21 января Антимонопольный комитет Украины возбудил дело против компаний «Сантрейд», «Кернел-Трейд» и «Пологовский маслоэкстракционный завод» по признакам злоупотребления монопольным положением на рынке подсолнечного масла.
Поделились добровольно
Представители отрасли решили не усложнять ситуацию и поспешили начать переговоры с правительством. Согласно выдвинутому требованию Кабмина, 30% подсолнечного масла, производимого в Украине, должно стоить 8-9 грн/литр. При достижении указанных показателей компании могут рассчитывать на свободный экспорт. На заседании совета директоров ассоциации «Укролия» переработчики подсолнечного масла подписались под меморандумом, в котором они выражают готовность сократить экспорт масла на 5% ежемесячно, а высвободившийся ресурс направить на внутренний рынок.
Что касается отдельных игроков, то в прошлом году опять основным ньюсмейкером стала «Кернел», заключившая очередную крупную сделку. На сей раз компания Андрея Веревского вышла на новый для себя рынок: «Кернел» приобрела одного из ведущих игроков на рынке сахара — «Укррос», заплатив 42 млн долларов за 71% акций компании, «Кернел» получила сахарные заводы, 100 тыс. га сельскохозяйственных земель, дополнительные мощности элеваторов по хранению 87 тыс. тонн зерна. Кроме того, выход «Кернел» на новый для себя рынок является способом диверсификации бизнеса.