По словам Романа Насирова, директора «Ренессанс Капитал» в Украине и Восточной Европе, возможность вывода такого инструмента на рынок обсуждалась довольно давно участниками рынка и регуляторами и общее понимание его необходимости существует.

В то же время если ГКЦБФР согласна и готова к его запуску, то у НБУ он вызывает серьезные опасения, поскольку может быть использован как ворота для вывода капитала. «Регулятор должен тщательно продумать механизм структурирования этого инструмента, чтобы он мог использоваться исключительно как торговый», — считает эксперт.

«Мы сделали за последние три месяца столько, что, как мне представляется, до конца текущего года мы с Национальным банком решим эту проблему», — пообещал господин Тевелев. По его мнению, первая тройка украинских бирж — Украинская биржа, ПФТС и «Перспектива» — будут готовы получить такой продукт.

«Практически все украинские компании, присутствующие на торгах в Варшаве, являются высоколиквидными в сравнении с локальными бумагами, и поэтому спрос на такой инструмент, безусловно, будет. Прежде всего от местных фондов и частных лиц, которые на данный момент не имеют возможности инвестировать в бумаги на западных площадках, — уверен управляющий директор по продажам и новым рынкам инвестиционной группы «Сократ» Константин Лесничий.

Начальник аналитического департамента ИК ТАСК Андрей Шевчишин поддерживает эту точку зрения и считает, что рынок всегда рад принять в обращение новые инструменты, тем более практически не представленные на наших площадках акции агрокомпаний.

Другой вопрос — сможет ли рынок «проглотить» такое количество новой ликвидности и как это отразится на уже котируемых бумагах.

«Скорее всего, корзины индексов будут существенно пересмотрены: доля аграрных компаний может достичь 25-30%», — считает господин Лесничий. Кроме того, произойдет частичный перелив средств инвесторов из локальных бумаг в новые активы.

Участники рынка усматривают позитив и в том, что на местный рынок попадут эмитенты, которые приучены и которые заставили себя раскрывать о себе информацию. «А это хороший пример, за ними могут потянуться другие», — считает директор инвестиционной компании «Финекс Капитал» Игорь Когут.

Впрочем, даже в этом случае всеобщего благоденствия не наступит. «Это небольшой инструмент, интересный в первую очередь локальным управляющим компаниям и торговцам-физлицам, занимающимся интернет-трейдингом на Украинской бирже. Глобальным игрокам по большому счету нет никакого смысла торговать производными, если есть доступ к самой бумаге», — объясняет господин Насиров.

Не следует также забывать, что для самого выхода эмитентов, кроме желания регулятора, должно быть еще и желание самих иностранных эмитентов. «В отличие от украинских компаний, для выхода зарубежного эмитента на любую из отечественных бирж требуется подписание договора между эмитентом и биржей, — напоминает Руслан Магомедов, директор компании Astrum Capital. — А сам факт существования иностранных компаний, которые являются собственниками контрольных пакетов акций украинских предприятий, свидетельствует о том, что собственники этих предприятий скептически относятся к возможности привлечения денег на украинском фондовом рынке».

Не исключена и вероятность слепого следования стоимости акций на украинском рынке цене акций на площадке размещения (Варшаве, Франкфуркте, Лондоне), то есть работа по бумагам будет фактически сведена к арбитражу. Также возможно возникновение конкуренции между бумагами отечественных компаний, входящих в какую-либо зарубежную группу, и акциями самой иностранной группы, торгующимися на одной и той же бирже в Украине.

Эти и другие нерешенные проблемы могут передвинуть реальный старт торгов на 2012 г. К тому же глава ГКЦБФР считает, что допускать на украинский рынок другие бумаги зарубежных эмитентов преждевременно. «Думаю, что наши инвесторы должны больше работать на нашу экономику», — подчеркнул господин Тевелев.