Венизелос в ходе конференции во вторник обсудил предстоящую реструктуризацию части греческих долговых обязательств. Его собеседниками были председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, еврокомиссар по финансам Олли Рен, руководитель EFSF Клаус Реглинг, а также управляющий директор объединения коммерческих банков IIF Чарльз Даллара.
«Министр использовал в качестве основного аргумента обострение кризиса с нападением на Италию и Испанию (повышение доходности по гособлигациям этих стран, по мнению властей ЕС, спекулятивное), которое, как он заявил, требует решительной позиции и достойных мер отражения», — пишет газета.
По словам Венизелоса, способ получения капиталов EFSF через собственные облигации до введения в действие с 2014 года постоянного механизма поддержки (ESM) является «весьма конкретным и достижимым».
Греция готовится к обмену части своего долга с дисконтом и ведет переговоры с крупнейшими частными держателями национальных облигаций в соответствии с решениями июльского экстренного саммита ЕС, который также добавил к 110-миллиардной кредитной поддержке Афинам еще 109 миллиардов кредитов и гарантий. Однако решения ЕС были подвергнуты сомнению уже вскоре после их принятия, что вместе со снижением кредитного рейтинга США агентством Standard and Poor's привело к панике на мировых рынках.
Европейский центральный банк с понедельника проводит интервенции, скупая на рынках долговые бумаги Италии и Испании и тем самым сбивая опасно выросшую доходность этих облигаций.
Выпуск единых облигаций 17 стран еврозоны соответствует интересам стран периферии, в особенности тех, кто уже прибег к кредитной поддержке ЕС и МВФ (Греции, Ирландии и Португалии). Однако для крупнейших стран валютного союза, таких как Германия и Франция, он может означать рост стоимости заимствований и де-факто гарантирование долга менее ответственных партнеров. Как следствие, Германия решительно сопротивляется подобному решению проблемы суверенного долга.
Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), как ожидается, заработает через несколько месяцев. Решениями партнеров по еврозоне фонд получил карт-бланш не только на выполнение принятых решений политических лидеров по поддержке ряда стран еврозоны, но и на некоторые активные действия, включая интервенции на рынке суверенного долга. При этом запланированные ресурсы EFSF в 400 миллиардов евро достаточны для поддержки сравнительно небольших стран, таких как Греция, но неадекватны для «спасения» Италии, третьего по величине долгового рынка в мире.
Если европейские лидеры не примут решений о дополнительном выделении средств фонду, единственным способом стабилизации кризиса долга в крупных странах еврозоны останутся действия ЕЦБ. Широкие возможности ЕЦБ, проводящего эмиссию единой европейской валюты, включают повторение практики «квантитативного замещения» Федеральной резервной системы США, которая в рамках мер по стимулированию экономики в последние несколько лет приобрела государственных облигаций больше чем на 2 триллиона долларов.