Как пояснили в ведомстве, в частности, не удалось достичь стопроцентного перевода на учет крупнейших налогоплательщиков и внедрения эффективного индивидуального налогового сопровождения каждого из них.
Аудиторы напоминают, что в Украине специализированные государственные налоговые инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в составе органов ГНС Украины начали функционировать еще с 2001 года, однако законодательные основания их создания урегулированы законом лишь после вступления в силу Налогового кодекса Украины 1 января 2011 года.
Как отмечается в сообщении, критерии отбора крупных плательщиков постоянно менялись, и это не способствовало повышению эффективности работы специализированных инспекций.
При этом в 2009 году в них обслуживалось 797 крупных налогоплательщиков (16,9%) из 4721 их общего количества, в 2010 году — 506 (33,8%) из 1497, и в I квартале 2011 года — 771 (66, 9%) из 1152.
Следовательно, добавляют аудиторы, органы ГНС не создали условий улучшения обслуживания для всех крупных налогоплательщиков. Кроме того, они отметили, что указанные инспекции выполняют функции сопровождения налогоплательщиков, которые не относятся к категории крупных: в частности, в 2010 году в СГНИ в Симферополе из 110 налогоплательщиков большими были только 25.
«Такой подход приводит к неэффективному использованию специнспекцией средств госбюджета, учитывая повышенный уровень заработных плат в них. Вместе с тем эти инспекции в 2009-2010 годах обеспечивали 40,5-42,4% объемов мобилизации доходов госбюджета, которые контролируются органами ГНС, а на их содержание направлено лишь 3,7% расходов, предусмотренных на обеспечение деятельности органов ГНС», — отмечается в сообщении.
По расчетам аудиторов Счетной палаты, в случае стопроцентной концентрации крупных плательщиков на учете в специализированных инспекциях объемы мобилизации доходов в 2010 году могли бы составить около 70% доходов госбюджета, которые контролируются органами ГНС.
Следовательно, добавляют аудиторы, деятельность инспекций с позиций соотношения объемов средств на содержание таких структур и обеспечиваемых ими поступлений могла бы стать наиболее эффективной для государства.
Однако, они, как показал аудит, сегодня использование бюджетных средств на выполнение полномочий специализированными налоговыми органами признать эффективным нельзя.