Иностранная пресса сегодня, 3 августа, вышла с оптимистическими заголовками о том, что США удалось отступить от пропасти дефолта, утвердив повышение планки госдолга. Американские политики анализируют последствия «битвы за потолок госдолга». Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл назвал процесс принятия решения по госдолгу американской демократией на практике: «Воля народа добивалась своего в рамках политической системы, которая изначально была некрасивой», сообщает Inopressa.ru со ссылкой на Financial Times.
Значительные сокращения в финансировании Пентагона также уменьшат роль США в мире.
Трудности, с которыми столкнулся Вашингтон при выработке соглашения по госдолгу, как и сама суть соглашения, могут заставить Соединенные Штаты умерить свои лидерские амбиции и стать скромнее. «Скромность, безусловно, будет уместна после того цирка, который устроили Конгресс и Белый дом до того, как наконец подняли долговой потолок и избежали исторического дефолта США. Фактически политической реакцией мог стать «Суэцкий момент» Америки — осознание, что она больше не является той державой, которой была раньше», — передает Inopressa.ru со ссылкой на The Christian Science Monitor. Значительные сокращения в финансировании Пентагона также уменьшат роль США в мире. Кроме того, Китай, Россия и другие страны теперь могут усилить свое сопротивление тому, чтобы доллар оставался ведущей валютой для хранения резервов и мировой торговли, говорится в статье.
В тоже время, как показывают прогнозы рейтинговых агентств и вести с мировых фондовых рынков, американские власти явно поторопились рапортовать о решении проблемы. По мнению экспертов, тень дефолта все еще довлеет над Соединенными Штатами. Крупнейшие рейтинговые агентства Moody's и Fitch Ratings пока оставили рейтинг США на уровне ААА. Тем не менее, Moody's установило негативный прогноз по рейтингу страны на ближайшие год-полтора. До сих пор молчит лишь Standard & Poor's. Когда дискуссия накалилась до предела, агентство первым дало понять, что еще немного, и рейтинг будет пересмотрен. Нашлись, правда, и те, кто не очень поверил Америке. Так, китайское рейтинговое агентство Dagong Global понизило рейтинг США до А с А+, сообщает Интерфакс со ссылкой на MarketWatch.
Золото торгуется на рекордном уровне в 1670,95$ за тройскую унцию, демонстрируя «бегство от риска» инвесторами.
Фондовый рынок отреагировал на решение США по госдолгу также без особого энтузиазма, отреагировав на негативный прогноз рейтинговых агентств: внешний фон на открытии торгов в среду, 3 августа, — негативный. По данным Concorde Capital, фондовые торги в Европе и США закрылись снижением ведущих индексов, британский индекс FTSE 100 упал на 0,97%, а индекс Dow Jones Industrial Average упал на 2,19%. По итогам торгов, японский индекс Nikkei упал на 2,15%. Золото дорожает, а нефть дешевеет. Американская легкая нефть марки WTI подешевела на 0,8% до отметки 93,06$ за баррель. Золото торгуется на рекордном уровне в 1670,95$ за тройскую унцию, демонстрируя «бегство от риска» инвесторами. Торги по паре евро-доллар проходят на отметке 1,4256.
3 августа должно произойти погашение задолженности Social Security на сумму 25 млрд долларов, 15 августа — выплата процентов по госдолгу в сумме 29 млрд долларов.
По мнению финансового аналитика Эрика Наймана, эпопея с дефолтом в США не закончилась, а только начинается. «У дефолта есть две точки — 3 августа и 15 августа. 3 августа должно произойти погашение задолженности Social Security на сумму 25 млрд долларов, 15 августа — выплата процентов по госдолгу в сумме 29 млрд долларов. Вполне возможно, что 3 августа мы увидим задержку с платежами, что будет уже трактоваться как дефолт. Но даже если это произойдет, скорее всего, к 15 августа стороны найдут компромисс по обслуживанию внешних долгов. В таком случае для внешнего мира дефолта не будет. Думаю, Штатам удастся избежать дефолта», — цитирует Наймана.
Кризис может начаться уже осенью. Источников кризиса может быть множество.
По мнению Наймана, вне зависимости от ситуации в США, мир захлестнет вторая волна мирового кризиса. «По моим ожиданиям, кризис может начаться уже осенью», — считает Найман. И в этот раз эпицентром кризиса станет не США. «По сути, он уже начался в Европе, а именно в Греции и Португалии. Причина у всех общая — проблема с госфинансированием. Отдельные кризисные элементы периодически проскакивают из Китая. Перегреты экономики Турции и Бразилии. Источников кризиса может быть множество», — считает финансовый аналитик.
Последствиями кризиса для Украины станет снижение цен на сырье, а также рост налоговой нагрузки, остановка инфляции и падение гривны.
Как отметил Найман, основными последствиями кризиса для Украины станет снижение цен на сырье, а также рост налоговой нагрузки, остановка инфляции и падение гривны. «Тем не менее, последнее станет слабым утешением. Украинская экономика ориентирована на продажу сырья, продуктов первичной переработки, поэтому для нас снижение сырьевых цен скорее будет минусом», — отмечает он. Кроме того, сразу несколько факторов подтолкнет гривну вниз. «Если в Китае произойдет кризис, а США могут сознательно подталкивать к нему, стимулируя высокие цены на энергоносители, сырье, укрепление юаня, то цены на нефть опустятся до 60-80 долларов за баррель, мировая экономика осядет, произойдет падение на 1-2% ВВП в развитых странах, падение котировок российского рубля. Все это подтолкнет гривну вниз», — прогнозирует аналитик.
Каждая вторая гривна прироста номинального ВВП после кризиса была обеспечена внешними заимствованиями.
Но основная проблема для Украины не в падении гривны. «Мы вышли из кризиса, существенно набрав долгов. Более того, каждая вторая гривна прироста номинального ВВП после кризиса была обеспечена внешними заимствованиями. Если случится вторая волна кризиса, мы не сможем рассчитывать на агрессивное накачивание экономики бюджетными долгами. Так что, пока еще нельзя сказать, что Украина научилась жить по средствам», — пояснил Найман. Чтобы минимизировать валютные риски, Найман рекомендует хранить средства в соотношении 50/50 гривны к доллару. «Если боитесь дефолта США, тогда — швейцарский франк, японская иена, сингапурский доллар, норвежская крона, австралийский доллар. Но это не касается основной массы украинцев, так как они не могут позволить себе такой экзотики. В евро я пока не верю. Должно произойти какое-то безумие в США, чтобы евро выглядело на фоне доллара лучше, чем сейчас», — резюмировал он.