Сделку, которая уже вошла в историю как рекордная для мировой авиации, недавно на парижском авиасалоне Ле Бурже заключил не кто иной, как малазийский бюджетный перевозчик AirAsia. Именно его имя прогремело на весь мир, когда стало известно о контракте с Airbus на покупку 200 самолетов Airbus А320 neo. Цена сделки — 18,5 млрд долларов.
Более того, информагентство Reuters со ссылкой на свои источники в компании заявило, что AirAsia этим не ограничится и в будущем приобретет еще 100 таких же лайнеров. По подсчетам аналитиков, сумма всей сделки (300 самолетов) может достичь более чем солидных 27 млрд долларов. На авиасалоне глава AirAsia Тони Фернанде объявил об амбициозных планах компании к 2020 году довести число лайнеров в своем парке с нынешних 93 до 500.
Если AirAsia удастся осуществить свои планы, она станет одним из крупнейших бюджетных авиаперевозчиков в мире, вплотную приблизившись к пионеру лоукост-перевозок — американской компании Southwest Airlines с флотом 552 машины.
Происходящее не первый случай, когда бюджетные авиаперевозчики демонстрируют огромные финансовые возможности. Так, в начале этого года стало известно, что 180 среднемагистральных самолетов общей стоимостью 15,6 млрд долларов у Airbus заказал индийский бюджетный перевозчик IndiGo.
«Фундаментальный спрос на авиаперевозки только растет», — отметила президент IndiGo Адитья Гон, имея в виду в первую очередь бюджетные авиалинии.
С ней трудно спорить. В 2010 году 23% всех пассажиров воспользовались услугами лоукостов, тогда как в 2001-м их было всего 8%. Наиболее динамично бизнес дискаунтеров развивался в евр опе: если в 2001 году клиенты лоукостов составляли 4,9% всего пассажиропотока, то в 2010-м их количество достигло 35,3%.
Роберт Палмер, представитель крупного канадского дискаунтера WestJet, главной причиной столь стремительного развития лоукостов по всему миру называет их ценовое преимущество по сравнению с обычными авиакомпаниями, что стало особенно актуально во время кризиса.
Подорожание горючего приводит к тому, что авиакомпании, стремясь удержать цены на одном и том же уровне, находят все новые способы понижения затрат, а также новые способы заработка. Так, по словам представителя лоукоста airBaltic Яниса Ванагса, развивается дополнительный сервис и увеличиваются продажи — сэкономив на самом перелете, пассажир нередко раскошеливается на борту самолета на чашку натурального кофе или хороший обед.
Деньги на воздухе
Палмер рассказывает Корреспонденту, что WestJet была основана в 1996 году и теперь быстро растет. Компания начинала с трех самолетов, 200 сотрудников и пяти направлений. «Сейчас у нас 96 самолетов (все Boeing 737 Next Generation), 8 тыс. [работников] и 70 направлений», — констатирует он.
В дополнение к бюджетной модели ключом к успеху он называет тот факт, что около 85% сотрудников представляемой им авиакомпании в то же время являются ее акционерами и, следовательно, лично заинтересованы в том, чтобы предоставить хороший сервис пассажирам и принести прибыль WestJet.
Наша философия такова: самолет и авиакомпания — в каком-то смысле большой магазин", — Янис Вангас, представитель лоукоста airBaltic
В целом история лоукостов значительно короче, чем история авиации. Разработчиком этой бизнес-модели считают Southwest Airlines, которая в 1971 году начала предлагать бюджетные полеты. Эта компания первой внедрила концепцию классического бюджетного перевозчика — отменила бумажные авиабилеты и посадочные места, ввела в эксплуатацию самолеты одного типа, включила в бортовой сервис лишь орехи и воду.
В Европе старейшим и одним из самых успешных авиаперевозчиков сегодня называют Ryanair, основанный в 1985 году в Дублине. На сегодняшний день компания летает по 165 направлениям и постоянно увеличивает количество своих маршрутов. Этот лоукост является давним и достаточно сильным конкурентом British Airways (ВА).
В разгар кризиса BА вчистую проигрывала войну ирландцам за темпы роста: в 2009 годe Ryanair демонстрировал рост числа пассажиров на 13% по сравнению с предыдущим годом, а ВА — падение на 11,4%.
Ванагс в беседе с Корреспондентом рассказал о множестве приемов, при помощи которых лоукосты легко обходят обычных перевозчиков. Суть приемов сводится к тому, чтобы удержать низкую цену на билет, - в первую очередь, это повышение эффективности использования самолета. Если самолет традиционных авиалиний, приземлившись, простаивает 40-60 минут, то airBaltic успевает выгрузить пассажиров, загрузить еду, заправиться топливом всего 30 минут.
«Мы на каждом полете экономим десять минут, за день набегает целый час», - говорит Ванагс, отмечая, что таким образом авиакомпания может перевезти дополнительно еще около 150 пассажиров.
Другой способ увеличить прибыль бюджетной компании - это развитие дополнительных сервисов. Бизнес-модель довольно проста: чем меньше пассажир платит за билет, тем больше у него остается средств, чтобы воспользоваться дополнительными услугами.
К примеру, аренда велосипедов и услуги такси, продажа чемоданов, натуральный кофе, еда из экологически чистых продуктов, возможность за дополнительную плату использовать iPad для просмотра фильмов в салоне самолета, а также доставка букетов роз на борт (20 евро за семь цветков и 40 евро за 15) обеспечивают стабильный доход бюджетной авиакомпании.
«На первый взгляд это может вызвать улыбку - велосипеды, такси, розы. А реально эти дополнительные продажи дают нам 15% от общего дохода», - говорит Ванагс, подчеркивая, что по доходу, получаемому от дополнительного сервиса, airBaltic входит в мировой ТОП-15 авиакомпаний.
«Наша философия такова: самолет и авиакомпания - в каком-то смысле большой магазин», - рассказывает Ванагс.
По его словам, человек даже на веб-сайт компании заходит с целью покупки — вначале билета, потом вспомнит, что нужен страховой полис, солнцезащитные очки. «Авиабилет является чем-то вроде пропускного билета в магазин, — говорит Ванагс. — Чем ниже цена пропускного билета в магазин, тем больше людей в него приходят. Чем больше людей приходят — тем больше покупают. Чем больше покупают дополнительных услуг, тем ниже мы можем опустить цену билета».
Модель, предусматривающая подобные продажи, принесла хорошую прибыль airBaltic. Если в 2006 году дополнительный доход от одного пассажира составлял три евро, то в мае 2011 года авиакомпания уже получала почти 15 евро дохода с каждого клиента.
Дешевое небо
Украинка Елена Бабакова, проживающая в Польше, пользовалась услугами лоукостов более 20 раз, в основном путешествуя по странам ЕС. Из опробованных компаний: Wizz Air, Ryanаir, EasyJet, Vueling, AirLingus.
«Самый дешевый билет купила на Ryanаir за один евро (без учета сборов аэропорта), самый дорогой — около 100 евро, но он покупался за неделю до вылета», — вспоминает Бабакова. Она хорошо уяснила для себя главную лоукост-истину: если пользоваться самолетами бюджетных авиалиний, причем покупать билеты как минимум за один, а лучше за три месяца до вылета, то в пределах Евросоюза можно уложиться в 100, а иногда всего в 50 евро за билеты туда и обратно.
Сервисом дискаунтеров путешественница в целом довольна, хотя признает, что обслуживание отличается в худшую сторону «на так называемых заробитчанских маршрутах» — из Украины в Италию, из Польши в Англию или Ирландию.
В целом Бабакова уверена: если у пассажира небольшой багаж и он не планирует дальнейших пересадок, то лоукост для него — лучший вариант.
Еще одна возможность экономии бюджетных авиаперевозчиков заключается в том, что нередко они садятся в аэропортах, расположенных довольно далеко от города. К примеру, украинец Тарас Илькив, воспользовавшись услугами Wizz Air и заплатив за билет в один конец всего 350 грн, приземлился в городке Тревизо — приблизительно в 20 км на север от Венеции. Однако за 30 минут и пять евро Илькив без труда добрался до города каналов и масок на автобусе. Как правило, транспортный сервис в странах ЕС хорошо продуман, и это туриста не должно отпугивать, рассуждает Илькив.
Сейчас вполне реально за два месяца до вылета купить билет туда и обратно по Европе за 80-100 евро", — Елена Бабакова, украинка, летавшая лоукостом более 20 раз.
Склонность пассажиров экономить на авиабилете, при этом претерпевая некоторые легко преодолимые неудобства, дает и в дальнейшем зеленый свет для расширения доли лоукостов на глобальном рынке перевозок. Оценивая перспективы развития бюджетных авиалиний, аналитики из Международной ассоциации воздушного транспорта говорят о том, что ворвавшиеся сравнительно недавно на рынок лоукосты — лишь начало глобального тренда.
Эксперты прочат дальнейший успех дискаунтерам, причем замечают, что мировой тенденцией сегодня становится то, что границы между бюджетными и традиционными авиакомпаниями становятся все более размытыми — последние, обращая внимание на успех конкурентов, меняют свою маркетинговую стратегию и заимствуют их идеи. В целом лоукосты уже составляют четвертую часть мирового рынка авиаперевозок.
На то, что развитие дискаунтеров заставляет конкурирующие с ними традиционные авиакомпании пересматривать свою ценовую политику, обратила внимание и украинская туристка Бабакова. По ее мнению, лоукосты благотворно влияют на ценовую политику обычных авиакомпаний, которые нередко предлагают вполне бюджетные билеты по акциям. Таким образом она в последнее время летала с Lufthansa, LOT, AirFrance.
«Сейчас вполне реально за два месяца до вылета купить билет туда и обратно по Европе за 80-100 евро, — рассуждает Бабакова. — Только, в отличие от лоукоста, в стоимость будет включен багаж, еда, напитки».