Нацбанк запретил банкирам выселять должников
Национальный банк добился изъятия из законопроекта о защите прав кредиторов нормы, которая позволила бы банкирам выселять должников из кредитного жилья. По мнению экспертов тем самым НБУ избавил государство от необходимости создавать фонд отселенческого жилья, и подтолкнул банкиров к переговорам с клиентами.
Одной из наиболее дискуссионных норм законопроекта «Об урегулировании правоотношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг» была статья, разрешающая банкам выселять людей из домов и квартир на основании постановления прокурора — то есть, в административном порядке. Такая возможность, хоть и была удобной для банков, борющихся с неплательщиками по кредитам, создавала серьезные социальные и экономические риски.
Во-первых, решение прокурора получить намного проще, чем решение суда — хотя бы из-за необходимости проводить публичные заседания последнего, и наличия у должника информации о том, что его собираются выселять из жилья. Во-вторых, если бы норма о принудительном выселении по решению прокурора попала в закон, перед государством встала бы необходимость создавать фонды временного жилья для отселенцев. Денег на которые в бюджете нет.
«Заемщик должен знать, что в если он решит не отдавать кредит, то действительно может покинуть свое жилье. Однако в законе закреплен порядок, согласно которому выселить должника из квартиры или дома можно только по решению суда», — говорит директор юридического департамента НБУ Виктор Новиков.
Банкиры утверждают, что именно НБУ настоял на сохранении принципа, по которому отселение должников происходит на основании решения суда. «Для некоторых банков изъятие недвижимости уже стало бизнесом. Можно только представить себе, как бы активизировались подобного рода »бизнесмены«, если бы могли отбирать у должников жилье просто по решению какой-нибудь районной прокуратуры, — говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. — Поэтому решение, хоть оно и не на руку всем банкам, правильное».
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко утверждает, что оставив без изменения процедуру изъятия залогового жилья, Нацбанк подтолкнул банкиров к переговорам с клиентами. «Текущая редакция закона о защите прав кредиторов, написанная, фактически, Нацбанком — ставит взаимоотношения между банкирами и их клиентами на один уровень: то есть, невозможна ситуация, при которой кредитор может отжать должника до последней капли. И такой паритет — очень важное основание для восстановления доверия к банковской системе», — считает эксперт.