Европейское рейтинговое агентство появится уже в 2012 году
Консалтинговая компания Roland Berger планирует организовать европейское рейтинговое агентство уже ко второму кварталу следующего года. При этом новая структура будет функционировать по принципиально иной модели, чем «большая тройка».
Как сообщило немецкое издание Capital, компания Roland Berger планирует начать выставлять суверенные рейтинги уже во втором квартале 2012 года. Во втором полугодии оценки кредитоспособности от агентства смогут получить банки, в 2013 году — компании и финансовые продукты. Планируется, что к 2013 году число сотрудников агентства достигнет 1 тыс. человек.
Как рассказал партнер Roland Berger Маркус Кралль, компания планирует подать заявку на открытие агентства в соответствующие органы в начале следующего года.
Два главных вопроса, которые необходимо решить для создания альтернативы «большой тройке», это финансирование и поддержка со стороны политиков. Судя по всему, и то и другое у нового агентства будет.
По словам г-на Кралля, создание европейского агентства обойдется в 300 млн евро. Для этого до конца текущего года планируется создать консорциум, в который войдут до 25 участников, и каждый из них инвестирует около 10 млн евро. «Мы ведем переговоры со всеми крупными европейскими финансовыми компаниями: немецкими, французскими, швейцарскими, итальянскими», — сказал г-н Кралль, не назвав, однако, конкретных имен. По его словам, изначально агентство будет находиться во Франкфурте-на-Майне, но в дальнейшем могут появиться еще два-три офиса, возможно, даже в других странах.
Европейское агентство будет функционировать по принципиально иной модели, чем тройка монополистов из США. По словам партнера Roland Berger, сначала это будет некоммерческая организация. В дальнейшем платить за рейтинги будут не эмитенты ценных бумаг, а инвесторы. Ожидается, что в будущем будет создана специальная база, в которую эмитенты будут предоставлять свои данные и доступ к которой смогут получить как европейские, так и американские рейтинговые агентства.
Как пишет Capital, услуги нового агентства будут стоить значительно дешевле: если сейчас рейтинг концерна, входящего в индекс DAX, может обойтись в миллион евро, то европейское агентство сможет поставить свою оценку за вдвое меньшую сумму.
Roland Berger — не первая компания, поставившая перед собой столь амбициозную задачу. В прошлом году на роль европейского агентства новой модели претендовал французский страховщик Coface, недавно приостановивший подачу документов на аккредитацию. Кроме Германии о создании рейтингового агентства подумывает и Швейцария. Как сообщают СМИ, в альпийской стране вложиться в агентство могут местные семейные компании.
Сейчас идея создания конкурента американским монополистам выглядит крайне актуальной на фоне резкой критики в их адрес, раздающейся повсюду, и особенно громко в Европе. Этот план уже получил поддержку у политиков, и в том числе у канцлера Германии Ангелы Меркель, а также у Европарламента.
«Большая тройка» под огнем критики стремительно теряет популярность. Некоторые крупные управляющие компании уже отказываются от рейтингов Fitch, поскольку считают их поверхностными и поощряющими спекуляции. Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, европейское агентство вряд ли сможет потеснить американское трио. «Действительно ли нам нужно еще одно агентство?» — сомневается главный экономист IHS Global Insight Нариман Беравеш, называя решение о его создании чисто политическим. Европейцы надеются, что их агентство будет более лояльно настроено как к странам — членам ЕС, так и к местным компаниям, подчеркнул г-н Беравеш.