В 1977 году Джеймс Синклер (James Sinclair) выдал дерзкий прогноз, что золото вырастет со 150$ до 900$ за тройскую унцию.

Золото так и не дошло до этой отметки, но 21 января 1980 года довольно сильно приблизилось к ней, дойдя до пика на уровне 887,50 долларов. На следующий день, по словам Синклера, он избавился от всей позиции на золото, заработав чистыми 15 млн долларов.  Указывая на меры Федерального резерва, направленные на борьбу с инфляцией, Синклер тогда, на золотой конференции, предсказал, что в течение следующих 15 лет металл ослабнет. Так и произошло.  В пятницу, 20 января 1995 года, золото по окончании торгов упало до 383,85 долларов.  

Так что к словам этого парня стоит прислушаться. Он снова играет на повышение. Почему? Потому что он думает, несмотря на признаки дефляции в октябрьском индексе промышленных цен, что страна идет к мягкой инфляции. Он считает, что доллар упадет.

Им также движет тот факт, что добывающие компании, которые ежедневно продают еще не разработанный металл с будущей поставкой по фиксированным ценам, чтобы защититься от будущего падения цен, недавно отказались от подобного хеджирования, и этот шаг вызовет рост цен на золото.  Когда и если они вырастут, Синклер ожидает серьезного нажима на спекулянтов золотом, которые заняли короткие позиции на 36 млрд долларов. Синклер полагает, что вскоре после того, как золото дойдет до 305 долларов, «шортящие» закроют свои позиции, а этот шаг может поднять цену золота до 350 долларов, а то и до 430 доларов. 

Убедил? Можете пойти на Нью-Йоркскую товарную биржу и купить опцион на приобретение 100 унций золота через шесть месяцев, по цене контракта чуть больше сегодняшней. Опцион, исполнимый при цене в 300 долларов, обойдется вам по 9 долларов за унцию.  Если золото вырастет до 350 долларов, вы зарабатываете 4100 долларов.  

Синклер не просто покупает фьючерсы и опционы. С 1996 года он вложил 11 млн долларов в разработку 2154 квадратных миль пустоши в центральной Танзании, где, как он убежден, находятся огромные залежи золота. Бурение на его участке по-прежнему в зачаточном состоянии, но Barrick Gold уже добывает металл на смежном участке, где объем разведанных и предполагаемых запасов вырос почти втрое за последние два с половиной года до 10 млн унций. 

Не все инвесторы готовы на такие аферы, но Синклер всегда выделялся из толпы. На стенах его офиса висели шесть фотографий Шри Сатьи Сай Бабы (Shri Sathya Sai Baba), гуру, к которому Синклер несколько раз в год ездит в Индию. Любовь Синклера к морковному соку недавно превратилась в дорогостоящую привычку, которую удалось бросить, только когда его врач встревожился из-за того, что его кожа приобрела оранжевый оттенок. Будучи одиночкой, в 1983 году Синклер заплатил 3 млн долларов за то, чтобы превратить амбар X века в приемный зал для своего дома, проведя в нем с тех пор всего лишь три вечеринки. 

После своей карьеры золотого жука в 1970-х Синклер удалился в свое поместье в Коннектикуте, где игрался с вертолетами, белыми пони и коллекцией Ferrari. Но недолго он бездельничал. Он создал сети кабельного телевидения для Cross Country Cable, компании, которую он открыл с двумя друзьями, а потом заработал миллионы, продав часть сетей TCI Джону Мэлоуну (John Malone). 

«Джимми – другой, – говорит его бывший партнер по кабельным сетям Винсент Тиз (Vincent Tese), когда-то работавший в банковской комиссии в Нью-Йорке, а сейчас директор Bear Stearns.  – Но людям в трейдерском бизнесе наплевать на вашу экстравагантность, пока вы приносите деньги».  

В 1989 году Синклер вернулся в сферу металлов после покупки небольшой доли в канадской добывающей компании SuttonResources.  В этом же году во время поездки по Танзании для поисков потенциальных залежей никеля Синклер заинтересовался участком земли под названием Бульянхулу размером в 55 квадратных миль. Он был утыкан диоритом, вулканическими скалами с пластами, которые часто бывают богаты минералами.  Некоторые шахты по добыче диорита, такие как канадская Kirkland Lake Camp, уже в течение века добывают золото при относительно низких затратах в размере 200 долларов на унцию. 

«Возможность сама пришла ко мне, так же как это было с кабелем и золотом, – говорит он. – Единственный способ заработать деньги – это быть достаточно храбрым, чтобы положить все яйца в одну корзину». 

Синклер помог Sutton приобрести права на разработку Бульянхулу, затем настаивал на разработке смежных земель.  Руководство Sutton упиралось.  В итоге Бульянхулу продали Barrick, и Синклер решил сам заняться этим делом. 

К лету 1999 года Синклер вложил 4 млн долларов в земли близ Бульянхулу. Неожиданно он столкнулся с ужасной перспективой.  Золото только что упало до 21-летнего минимума в 246 долларов. Медведи прогнозировали 150 долларов, а эта цена могла свести на нет прибыли с самых доходных шахт Танзании. 

«Это чувство было сродни голоду, – вспоминает Синклер. – Когда я был юным трейдером, я привык считать себя неуязвимым.  Сейчас я чувствую риск». 

Простая логика умерила его страхи.  Большинство компаний тратят 250 долларов на добычу одной унции золота (включая поддержку бэк-офиса). Если золото торгуется ниже себестоимости, добывающим компаниям необязательно хеджировать против дальнейшего падения цен. Осознавая, что такие хеджи могли привести к скорому исчезновению основных сил, работающих на снижение цены золота, он понял, что дно близко.   

В течение следующих девяти месяцев Синклер потратил 1,5 млн долларов на измерение магнитного притяжения, чтобы выявить пласты в его диорите. Вскоре после окончания замеров, в феврале 2000 года, прошли новости о том, что некоторые крупные компании и в самом деле прекратили размещать новые хеджи. Синклер достал из кармана 5 млн долларов, чтобы купить права на разработку окружающих земель. Barrick ожидает, что в следующие три года стоимость добычи одной унции в Бульянхулу упадет с 199 долларов до 130 долларов. 

Синклер надеется вскоре продать свой бизнес крупной добывающей компании. Для этого ему придется доказать, что его участки столь же богаты золотом, как и Бульянхулу. А потом молиться, чтобы золото не упало снова. 

Стоит отметить, что бычий настрой Синклера входит в моду. Один известный бык, Эндрю Смит (Andrew Smith) из Mitsui & Co., удивил рынки в сентябре, заявив, что он ожидает рост золота до 340 долларов за унцию.