«Считаю, что в этом году мы можем даже не выйти на уровень прошлого года [по продажам автомобилей]», — сказал он.
Аргументируя свой прогноз, Щербина подчеркнул, что росту авторынка не способствует прежде всего политика банков.
«Банки, демонстрируя якобы оживление кредитования, в то же время ужесточают условия предоставления кредитов на покупку автомобиля, и человек уже начинает задумываться, сможет ли он его выплатить, будет ли завтра у него работа… А если вы [банки] сначала приучили людей брать дешевые кредиты чуть ли не за паспорт, а сегодня требуете внести сразу 50% стоимости авто, то на самом деле никакого оживления кредитования не будет», — подчеркивает эксперт.
Отрицательное влияние на авторынок, по мнению президента ВААИД, будут оказывать и политическая ситуация, и дисбаланс в экономике.
«Очень тяжелым станет летний период – люди будут стараться отдохнуть из последних средств. Пик падения продаж придется примерно на середину августа и сентябрь ничего не поправит, потому что все будут в ожидании новых решений, новой сессии (парламентской – ИФ). И октябрь, как правило, будет провальным», — прогнозирует Щербина.
Кроме того, считает он, не прибавит оптимизма авторынку и возможное введение предварительной спецпошлины в рамках проведения спецрасследования по импорту легковых автомобилей с объемом двигателя 1-2,2 л, инициированное ассоциацией «Укравтопром».
Он также добавил, что ухудшение ситуации на рынке по сравнению с первоначальными прогнозами будет связано и со снижением продаж японских автобрендов в связи с последствиями землетрясения в Японии.
«Сейчас в Японии, в том числе, нехватка электроэнергии, возникла необходимость переноса производств, поэтому сейчас они в сторону Украины даже не смотрят. Поэтому падение продаж будет, хоть наши импортеры и говорят, что смогут поправить ситуацию», — отметил президент ВААИД.
В то же время генеральный директор компании «Ниссан Украина» Андрей Нестеренко более оптимистично оценивает ситуацию и на рынке в целом, и с продажами автомобилей Nissan в частности.
«На заводе в Японии сейчас ситуация стабилизировалась, но сложности с продажами у нас в июне-июле (в мае еще продавали авто, завезенные до землетрясения), и планы этих месяцев мы скорректировали. Но в целом по году планы продаж даже немного увеличили», — сказал он агентству.
Нестеренко уточнил, что в текущем году в дилерской сети планируется продать до 10 тыс. автомобилей Nissan, тогда как первоначально планировалось около 9 тыс. – на треть больше, чем в 2009 году.
При этом в числе факторов, которые могут способствовать росту продаж, он отметил тот факт, что рынок растет быстрее, чем ожидалось.
Между тем, эксперты информационно-аналитической группы AUTO-Consulting отмечают, что сложившаяся в июне на авторынке ситуация уже вызывает опасения.
«После оптимистичного начала года, когда рынок ежемесячно прибавлял по 40-50%, показатели первого месяца лета оказались далеко не радужными — усилиями всех операторов удалось реализовать 16,7 тыс. автомобилей, что оказалось на 0,05% даже ниже майских. По сравнению с 2010 годом небольшой рост (+18%) все же был отмечен, но очевидно, что запал динамичного восстановления уже исчерпан. Рынок опять впал в стагнацию, которая продержится, скорее всего, вплоть до осени», — отмечается в сообщении на сайте группы.
Напомним со ссылкой на данные AUTO-Consulting, в 2010 году продажи легковых автомобилей в Украине, ненамного превысив показатель 2009 года, составили 162,595 тыс. ед., а в текущем эксперты прогнозировали рост авторынка не менее чем на 20-25%, в том числе с учетом оживления автокредитования.