Если цены на нефть не пойдут вверх, то в ближайшее время он опустится ниже психологической отметки 10 гривен. И такая ситуация должна продлиться минимум до сентября.

ОБУЗДАННОЕ ПОДОРОЖАНИЕ

Наибольший рост цен на топливо в Украине наблюдался в конце прошлого года. Тогда в короткий промежуток времени наложилось сразу несколько факторов.

Во-первых, в мире резко поднялась в цене нефть: буквально за несколько недель баррель черного золота подорожал на четверть — с 80 до 100 долларов.

Во-вторых, с принятием нового Налогового кодекса законодательно заменили транспортный сбор, который водители платили раз в два года, повышенным акцизом на топливо.

Идея этого нововведения была такова: кто больше ездит по дорогам, тот должен больше платить за их ремонт. Ну и третьим фактором стало желание некоторых АЗС заработать сверхприбыли во время роста цен.

Сразу три сети, по мнению Антимонопольного комитета, необоснованно резко подняли стоимость топлива на своих заправках. Через несколько месяцев их за это оштрафовали, но дальнейший рост стоимости черного золота свел на нет все карательные меры — бензин продолжал дорожать.

И весной правительство пошло на беспрецедентный шаг — оно снизило размер топливного акциза до уровня прошлого года. То есть украинским водителям фактически был сделан подарок — они не платили транспортный сбор, а налоги на бензин вернули на уровень 2010 года.

Действие льготного периода должно было закончиться летом, но в Кабмине решили продлить его действие еще на месяц — до 1 сентября. Депутаты 7 июля поддержали правительственную инициативу, проголосовав за необходимые изменения в парламенте.

— Повышение акцизов в начале года привело к подорожанию топлива на 50 копеек за литр, — говорит директор консалтинговой группы А 95 Сергей Куюн. — Соответственно, снижение акцизов позволило не допустить роста цен на те же 50 копеек.

Правда, правительство платит за это большую цену. Как рассказали нам в Минэнерго, от снижения акциз за 2 месяца потеря бюджета составила 1 млрд грн, сейчас еще за месяц — 500 млн грн.

Это ощутимые потери для казны. Но правительство сознательно идет на такие меры, дабы цены на топливо не били по карману украинцев. Снижение акцизы будет способствовать дальнейшему снижению цен на топливо.

ЦЕНЫ ПОЙДУТ ВНИЗ

По оценкам независимых экспертов, продление действия сниженной ставки акциза должно позитивно отразиться на рынке нефтепродуктов Украины.

Наиболее оптимальным сценарием видится дальнейшее снижение цен, поскольку рынок в достаточной степени насыщен отечественными и импортными нефтепродуктами.

Как рассказал специалист компании UPECO Сергей Сиренко, в ближайшее время литр бензина имеет все шансы подешеветь еще на 20 копеек.

Сейчас все ждут очередного заседания Экспертно-аналитической группы при Минэнергоугля, где будет пересмотрен ценовой коридор по основным нефтепродуктам в сторону снижения.

— Государство продолжает диалог с трейдерами путем пролонгации срока действия сниженных акцизов на топливо, обеспечив необходимые изменения на законодательном уровне, — заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.

— Поэтому мы хотим, чтобы наши отношения были партнерскими, а все договоренности соблюдались.

В министерстве пообещали внимательно следить за ценами на нефть в мире и вместе с участниками отечественного рынка нефтепродуктов делать все возможное, чтобы обеспечить украинский рынок топливом по минимальным ценам.

СТОП ИНФЛЯЦИЯ

Радоваться снижающимся ценам будут не только водители. Снижение акциза и стабильность рынка нефтепродуктов в разгар уборочной позитивно отразится на ценах на продовольствие.

Это в свою очередь замедлит инфляционные процессы в стране и позволит обычным гражданам снизить затраты на покупку продуктов питания.

Уже сейчас инфляция сократилась до скромных 0,4% в месяц, а в июле и августе цены должны снизиться, что приведет к обратному процессу — дефляции.

Будем надеяться, что до осени аграриям удастся обеспечить наших соотечественников дешевыми овощами и зерном.