Правительство готовится к тому, чтобы ликвидировать последний остров социализма в капиталистическом море Украины. В течение 20 лет власть пыталась уйти от решения вопроса о превращении земли сельскохозяйственного назначения в товар — а только при этом условии возможен реальный переход сельского хозяйства на рыночные отношения. И вот появился законопроект, который устанавливает дату этого перехода — 1 января 2013 года. С этого дня сельхозземля должна продаваться и покупаться. Правда, не факт, что после этого у нас наступит сельхозизобилие, пишет источник.

Фактически основная цель реформы — законодательно закрепить уже существующее положение вещей. Хотя уже это способно улучшить ситуацию: к примеру, фермер, работающий на арендованной земле, получит возможность купить ее — и будет относиться к своей земле более бережно. Экономист Виктор Лисицкий видит и еще одну пользу: ограничения по объемам земли в одних руках и необходимость ее целевого использования вынудит продать землю тех, кто втихую скупал ее в 1990-е, но не собирался заниматься сельхозпроизводством. Владелец пая в бывшем колхозе получит право самостоятельно распоряжаться им. Правда, здесь палка о двух концах: если бывший колхозник небедный, он предпочтет отдать землю в аренду, чтобы получать ежегодный доход, а вот бедняки (которых, увы, большинство) могут продать ее, как только появится возможность получить хоть какие-то деньги.

Землю запретят покупать юрлицам, которые только и способны привлечь реальные инвестиции в больших объемах (пока есть лазейка, которая позволяет покупать землю фермерским хозяйствам, но, похоже, парламент ее перекроет). Иностранцы также смогут взять землю лишь в аренду. Впрочем, нардеп-коммунист Евгений Царьков говорит, что все это не помешает иностранцам стать владельцами земли — существует немало схем, которые никаким законом не запретишь. Но Лисицкий считает, что иностранные инвестиции в украинское сельское хозяйство — это, скорее, миф: ни Штаты, ни Евросоюз, содержа на дотациях свое сельское хозяйство, не дадут своим инвесторам возможности создавать конкурента. Правда, в прошлом году японцы и южнокорейцы говорили Виктору Януковичу о желании вкладывать средства в наше сельское хозяйство.

ПЯТЬ ВОПРОСОВ О ПРОДАЖЕ ЗЕМЛИ

Госземагентство подготовило проекты законов, которые должны сделать землю сельхозназначения товаром.

1. ЧТО БУДЕТ С ЗЕМЛЕЙ, КОТОРАЯ УЖЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛЮДЯМ?

Законопроект не предусматривает никакой реприватизации — соответственно, все документы о праве собственности на землю сельхозназначения, полученные законно, остаются действительными. Одно «но»: поскольку земля сельхозназначения до сих пор не является товаром, ни один документ о продаже такой земли одним частным лицом другому, заключенный до вступления в силу соответствующих законов (то есть до 1 января 2013 года), не может быть признан действительным.

2. КТО И ЗА СКОЛЬКО СМОЖЕТ ПРОДАТЬ ЗЕМЛЮ?

С начала вступления в действие закона о рынке земель (планируется с 1 января 2013 года) каждый, кто владеет землей, сможет ее продать на земельном аукционе. Однако до сих пор отсутствует нижняя планка цены земли сельхозназначения, ниже которой ее продать будет нельзя. Есть лишь проект постановления Кабмина о средней нормативной стоимости земли сельхозназначения, которая должна составить около 20 тысяч гривен за гектар.

3. КТО СМОЖЕТ КУПИТЬ ЗЕМЛЮ?

Согласно законопроекту, либо местные органы власти, либо граждане Украины, да и то не все: для покупки земли необходимо или иметь сельхозобразование, или доказать, что вы уже занимаетесь товарным сельхозпроизводством (то есть выращиваете сельхозпродукцию и легально продаете ее). Норма о продаже земли тем, кто только хочет начать сельхозбизнес, в проекте отсутствует. Законопроект разрешает покупку земли в рассрочку: 50% платится сразу, 50% — в течение пяти лет. Не разрешается покупать землю иностранцам и любым юрлицам. Только физлица.

4. СКОЛЬКО ЗЕМЛИ МОЖЕТ КУПИТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК?

В зависимости от региона — не более 900 га в Карпатских горах, не более 1100 га в Крымских горах, не более 1500 га в Полесье, не более 1750 га в лесостепи и до 2100 га в степи.

5. ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С СЕЛЬХОЗЗЕМЛЕЙ?

Согласно законопроекту, в течение 10 лет с момента получения права на землю ее нужно использовать только по назначению, а потом с ней можно делать что угодно — к примеру, строить дома. Однако не исключено, что в итоге эту норму уберут, запретив перепрофилировать землю сельхозназначения вообще.

Данные: проект закона о рынке земель, комментарии народных депутатов

СРАЗУ ПРОДАВАТЬ ЗЕМЛЮ НЕЛЬЗЯ — ПРОДЕШЕВИШЬ

Однозначно сказать, как скажется вступление в силу закона на жизни народа, нельзя. «В нашем селе к тому, что земля будет покупаться и продаваться, относятся преимущественно отрицательно, — сказал нам фермер Черниговщины Алексей Бутенко. — Есть, конечно, так сказать, безхозяйственные люди, которые хотят побыстрее продать землю и потратить деньги на себя. Но те, кто думает не только о себе, а и о детях с внуками, боятся этого закона. Если бы у нас все было честно и прозрачно, то пусть бы он и был, но ведь у нас даже для тех, кто не захочет продавать землю, создадут такие условия, что они вынуждены будут ее продать».

Опасения фермера небезосновательны: даже в куда более цивилизованных странах известны истории, когда земельный латифундист, скупив большинство участков, начинал войну против мелких фермеров, которые хотели оставаться на своих участках, — и никакая власть не могла защитить тех, кому не повезло. «Основными покупателями в первые годы будут владельцы крупных и средних агрокорпораций, которые уже присутствуют на этом рынке в виде арендаторов. Собственно, в этих договорах уже прописано приоритетное право выкупа, то есть скрытая приватизация уже произошла», — говорит экономист Александр Жолудь.

Потому в парламенте предлагают хотя бы уменьшить вероятность подобных историй. «Сейчас нельзя делать максимальной планкой покупки земли одним человеком 2100 га — в переходной период это приведет к скупке за бесценок в большом количестве. Нужно ограничить участком в 100 га, как это уже существует для фермеров», — говорит замглавы агропромкомитета Верховной Рады, регионал Валерий Бевзенко.

Останутся ли в выигрыше те, кто хочет продать землю? Только в том случае, если, во-первых, будет установлен минимум цены, ниже которой ее нельзя будет продать, во-вторых, продавец не будет спешить. Ведь в условиях, когда земля не была товаром почти век, сначала будет очень много желающих ее продать — а это собьет цены до минимума, но и по этой цене все равно будет продано немало. По мнению экспертов, необходимо 5—10 лет функционирования рынка земли, чтобы она получила свою реальную цену. «Но закон все равно нужен, причем нужен уже лет 15, — подытоживает Лисицкий. — В мире нет ни одной страны, где сельское хозяйство развивалось бы на основе государственной собственности на землю».

КРЕДИТ ПОД ЗЕМЛЮ: РЕАЛЬНО ИЛИ НЕТ

Одной из основных причин, по которым власть хочет принятия закона о рынке земель, является желание дать фермерам дополнительный источник для развития хозяйства: в случае, если сельхозземля станет товаром, банки будут давать под залог этой земли кредиты. Эксперты расценивают такую возможность по-разному. Экономист Виктор Лисицкий считает ее маловероятной: «Слишком велики риски для банков, ведь сельское хозяйство очень зависимо от погодных условий. Потому такая практика возможна, если государство создаст специальные программы для банков, которые будут работать с АПК».

А вот глава информационно-аналитического центра Forex Club Николай Ивченко уверен, что это реально: «А почему нет, если сейчас несельскохозяйственная земля уже выступает в роли залога?! Правда, сейчас ее цены идут вниз, потому банки берут такой залог неохотно, но к 2013 году тренд изменится. Важно лишь одно: чтобы рынок сельхозземли реально заработал, на что нужно хотя бы полгода. Когда будет ясно, какой спрос, какие рыночные цены на нее, банки будут работать с этой землей».