Покупка MySpace
Покупатель: News Corp.
Цена покупки: 327 млн долларов
Цена продажи: 35 млн долларов
News Corp. Руперта Мердока купила MySpace летом 2005 года, заплатив за него 327 млн долларов. К 2006-му сайт лидировал в мире по количеству просмотренных страниц и уверенно — с 75% — доминировал в сегменте социальных сетей. Однако уже через два года Facebook догнала его по популярности, и с тех пор MySpace терял в среднем 1 млн уникальных посетителей в месяц. К 2010 году Facebook оставил конкурента далеко позади: 640 млн зарегистрированных пользователей против 100 млн.
В октябре 2010 года MySpace официально признал поражение, переквалифицировавшись в развлекательный портал. Это не помогло, и MySpace продолжил стремительное падение. По итогам минувшего финансового года MySpace зафиксировала убыток 165 млн долларов при выручке всего 109 млн долларов. С такими показателями News Corp. было непросто найти покупателя на MySpace. В результате им стала компания Specific Media.
О планах Specific Media относительно MySpace пока ничего не известно. На всякий случай, News Corp. сохраняет за собой 5% в MySpace.
Покупка ICQ
Покупатель: AOL
Цена покупки: 407 млн долларов
Цена продажи: 187 млн долларов
ICQ разработала израильская компания Mirabilis в 1996 году. Через два года AOL заплатила за сервис мгновенных сообщений чуть больше 400 млн долларов (120 млн долларов в качестве бонуса разработчикам), что на тот момент стало крупнейшей сделкой для израильского технологического сектора. Существенного успеха с тех пор ICQ так и не добился, уступив место конкурентам в лице MSN, а позднее Skype, Google Talks и пр.
В 2010 году ICQ по всему миру пользовались около 33 млн человек, почти треть которых была из России. Этим объяснялся интерес к ICQ российского фонда DST (нынешний Mail.ru Group), который в 2010 году заплатил за сервис 187 млн долларов. Любопытно, что сделке могли помешать американские спецслужбы, которые с переездом серверов ICQ в Россию боялись потерять доступ к расшифровкам переговоров восточноевропейских криминальных групп.
Покупка MP3.com
Покупатель: Vivendi
Цена покупки: 372 млн долларов
Цена продажи: 2,5 млн долларов
Французская медиакорпорация Vivendi International приобрела музыкальный сервис MP3.com в 2001 году за 372 млн долларов. Создатели MP3.com Майкл Робертсон и Грег Флорес пытались изменить мир, позволив музыкантам продавать свою музыку в обход лейблов.
В свою очередь Vivendi, которой помимо прочего принадлежит один из крупнейших мейджеров Universal Music, преследовала прямо противоположные цели. CEO Vivendi Жан-Мари Мессье, комментируя покупку, назвал MP3.com «передовой технологией», приобретение которой станет важнейшим шагом на пути Vivendi к превращению в ведущего дистрибьютора цифровой музыки.
В 2003 Vivendi продала сервис медиакомпании CNET Networks, которая моментально его закрыла, оставив себе только адрес.
Покупка Broadcast.com
Покупатель: Yahoo!
Цена покупки: 5,04 млрд долларов
Цена продажи: сервис закрыт
В самый разгар «пузыря доткомов» в 1999 году Yahoo! заплатила 5,04 млрд долларов за сайт Broadcast.com — примитивный прообраз Youtube. После этого Yahoo! на протяжении нескольких лет пыталась инкорпорировать Broadcast.com в свою структуру, однако так и не смогла превратить его в хит. К тому моменту пузырь уже лопнул, обесценив Broadcast.com вместе с остальными компаниями той эпохи. На сегодняшний момент Broadcast.com больше не существует.
Зато продажа Broadcast.com сделала миллиардерами его основателей — Марка Кьюбана и Тодда Вагнера. Кьюбану удалось спасти свое состояние, и сейчас он является владельцем клуба NBA Dallas Mavericks. Несколько недель назад Dallas выиграл свой первый за последние 30 лет титул чемпионов NBA. В минувшем году Forbes поставил Кьюбана на 459-е место в списке самых богатых людей планеты с состоянием 2,5 млрд долларов.
Покупка Skype
Покупатель: eBay
Цена покуки: 3,1 млрд долларов
Цена продажи: 2 млрд долларов
Skype появился в 2003 году, а уже через два года был куплен eBay в общей сложности за 3,1 млрд долларов. К 2007 eBay, так и не разобравшись, как встроить Skype в свой основной бизнес или хотя бы успешно монетизировать популярный сервис, списал с его стоимости более 900 млн долларов. «Как много бесплатных звонков мне нужно сделать, чтобы оправдать покупку Skype?» — спрашивал весной 2008 года в своем twitter основатель eBay Пьер Омидьяр.
Через год eBay продаст контрольный пакет Skype группе частных инвесторов за 2 млрд долларов. К счастью для eBay, у них оставалось около 30% сервиса и поэтому им удалось неплохо заработать, когда несколько месяцев назад Skype купил Microsoft за 8,5 млрд долларов. Однако встает вопрос об упущенной выгоде: за период времени с момента продажи его eBay и покупкой Microsoft Skype не претерпел серьезных изменений.
Покупка Bebo
Покупатель: AOL
Цена покупки: 850 млн долларов
Цена продажи: 10 млн долларов
В 2008 году на волне популярности социальных сетей, когда число пользователей Facebook увеличивалось на 150% ежемесячно, а к концу лета достигло отметки 100 млн человек, AOL решила обзавестись собственной сетью и приобрела компанию Bebo у Майкла и Хочи Бирч.
Но AOL не сумела создать серьезного конкурента компании Марка Цукерберга и уже через год начала искать на Bebo покупателей. Летом 2010 года ее выкупил частный фонд Criterion Capital Partners в 85 раз дешевле сделки с Бирчами. За два года под контролем AOL число уникальных посетителей Bebo в месяц сократилось с 22 млн до 14,6 млн и в дальнейшем продолжило падать.
Сейчас Bebo — небольшая компания со штатом из 50 человек.
Покупка Flip
Покупатель: Cisco
Цена покупки: 590 млн долларов
Цена продажи: компания закрыта
Cisco приобрела выпускавшую карманные видеокамеры Flip компанию Pure Digital в 2009 году за 590 млн долларов. С одной стороны, было неочевидно, зачем компании, чьим основным бизнесом является производство сетевого оборудования для предприятий, нужны свои любительские камеры. С другой — прибыль Cisco в последнее время сокращалась и компания искала выходы на новые для себя рынки, а камеры Flip к тому моменту были сенсацией.
Причиной популярности Flip была возможность снимать видео, после чего моментально отправлять его на Youtube и другие видеохостинги. Одновременно с тем, как Cisco закрывала сделку по покупке Pure Digital, мобильные телефоны стали стремительно улучшать качество съемки. В итоге камеры Flip оказались не очень нужны.
В начале этого года Cisco заявила, что собирается уйти с потребительского рынка и поэтому полностью закрывает отдел по производству камер и увольняет весь персонал.
Слияние AOL и Time Warner
В 1999 году крупнейший в мире медиаконгломерат Time Warner и крупнейшая в мире интернет-компания AOL объявили о слиянии. Общая сумма «сделки века» составила около 350 млрд долларов, а AOL, рыночная капитализация которой к тому моменту составляла около 240 млрд долларов, получила в объединенном предприятии 55%. Однако уже через несколько месяцев лопнул «пузырь доткомов» и активы AOL начали стремительно терять в цене.
В 2002 году AOL Time Warner была вынуждена зафиксировать рекордный на тот момент убыток в истории американских компаний — 99 млрд долларов. В конце 2009 года, через десять лет после слияния, Time Warner и AOL поставят точку в отношениях и окончательно разделятся. Сейчас рыночная стоимость AOL не превышает 2 млрд долларов.