«Не могут органы местного самоуправления самостоятельно провести  коммунальную реформу. Пилотные проекты – да, нужно экспериментировать, но коммунальная реформа должна быть единым государственным делом, и здесь центр должен ее разработать, начать, а дальше помогать местной власти эффективно ее реализовывать», — отметил Фесенко.

По его мнению, ключевые направления реформирования ЖКХ, заявленные правительством, являются безальтернативными – в первую очередь, необходимо создать прозрачную систему контроля расходов, а также расчетов тарифов.

Эксперт поддержал инициативы по созданию единого органа, который будет контролировать тарифообразование по всей стране. «Разногласия в тарифной политике неизбежны. Но я абсолютно понимаю президента и премьера, когда они говорят, что ситуация, когда существует пятикратная разница в тарифах на воду и тепло или другие коммунальные услуги, – это ненормально», — отметил Фесенко.

Он также считает, что списание задолженности предприятий топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств позволит избежать финансового коллапса в этих сферах. «Это как тромбы, которые блуждают по нашему организму в кроветворной системе. Что делать? Их нужно нейтрализовать или хирургическим, или другим терапевтическим методом. В данном случае, что-то подобное», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, одним из кардинальных направлений реформирования является  энергосбережение, а также «новые, более адекватные, оптимальные формы управления» коммунальным сектором. «Иного выхода у нас просто нет, иначе – кризис и деградация», — подытожил Фесенко.

Справка

В 2010 году для обеспечения единого подхода к формированию  экономически обоснованных тарифов для предприятий – естественных монополистов был принят Закон Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины». Минрегионстрой разработал и подал на рассмотрение Президента проект указа о создании комиссии.

1 июня премьер-министр Николай АЗАРОВ заявил, что комиссия будет создана и приступит к работе до сентября.