Но все-таки повышение зарплат до конца года даже на несколько сотен гривен — это мизер, с учетом низкого уровня зарплат бюджетников. Уже сейчас, как признаются нам в госструктурах, там идет массовый отток кадров. Причем по чисто денежным причинам: ведь у большинства нет возможности брать взятки, а на зарплату прожить невозможно.

ПЛОХО ДЕЛО. В ближайшее время положение может резко обострится. Во-первых, во время кризиса бюджетники держались даже за низкие зарплаты — ведь другой работы вокруг не было — шли массовые сокращения в частных компаниях. Но сейчас экономика поднимается, и в частном секторе увеличиваются зарплаты и активно создаются новые рабочие места. Разрыв между доходами работников негосударственных структур и бюджетников ныне уже выше, чем был до кризиса, и продолжает увеличиваться. Во-вторых, растут зарплаты у наших соседей. В той же России на носу выб оры, и премьер-министр Владимир Путин уже анонсировал повышения соцвыплат (благо це ны на нефть позволяют). А уже через год нам обещают безвизовый режим с ЕС, и в Европу могут рвануть сотни тысяч «заробитчан» из числа бывших бюджетников.

КОЛЛАПС. Таким образом уже к концу следующего года ситуация в бюджетной сфере и в секторе госуправления будет близка к коллапсу из-за банального отсутствия кадров (по крайней мере тех кадров, которые хоть что-то умеют делать кроме как взятки брать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И если в этом году скромные темпы увеличения зарплат в бюджетной сфере (13%) можно объяснить большими выплатами по долгам государства и тяжелым наследием кризиса, то в следующем году, на конец которого экономика должна выйти на докризисный уровень, отыграв падение ВВП в 2009 году, можно, наверное, поднимать и смелее. Например, наконец-то, уровнять первый разряд Единой тарифной сетки с минимальной зарплатой, что автоматически приведет к увеличению зарплат бюджетников минимум в 1,5 раза.

БУДЕТ ЛИ? В правительстве обещают поднимать соцвыплаты, но о конкретных цифрах не говорят. «2011 год — пиковый по кредитным выплатам по внешним займам, это значит, что в 2012-м в бюджете высвободятся дополнительные средства, значительная часть которых пойдет на повышение зарплат в бюджетной сфере», — говорит пресс-секретарь премьер-министра Виталий Лукьяненко.

Впрочем, по мнению околоправительственных экономистов, значительного повышения ждать все-таки не стоит. Так, по словам нардепа ПР Ирины Гориной, рост зарплат бюджетников будет в ближайшие пять лет небольшим, но непрерывным, и с каждым годом они все больше будут превышать инфляцию. «Более серьезного повышения надо ждать в 2013—15 годах, когда экономика наберет темпы. Через 3—4 года доходы врача и учителя выйдут на достойный уровень, как в частных структурах. Например, зав. хирургическим отделением в больнице будет получать около 10 000 грн в месяц (сейчас — 2500—3000 грн)», — говорит Горина.

Впрочем, рост эк ономики и, главное, приближение выборов в парламент, могут побудить власти поднимать зарплаты более масштабно. Например, сократив многочисленные «откатные» госпрограммы.

Бюджетники дружно говорят, что с такими зарплатами прожить невозможно, и жалуются на то, что квалифицированных спецов остается все меньше. Как рассказал «Сегодня» сотрудник одной из столичных налоговых инспекций, молодые специалисты приходят к ним для кратковременного стажа — такая запись в трудовой служит хорошим трамплином для дальнейшего трудоустройства в частные компании. «Какой смысл людям работать, если за свой труд они имеют 1000-1500, в лучшем случае 2500 гривен», — говорит налоговик. Сейчас в украинских налоговых отсутствуют люди среднего возраста — только быстро меняющаяся молодежь и сотрудники предпенсионного возраста. Эти делятся на две категории: первые — которые, мягко говоря, не без греха. Место пригретое, взятки несут регулярно, так что и зарплата не сильно важна. Вторые просто досиживают в конторах до пенсии. По словам налоговика, только за последние полгода «районки» в Киеве поредели на 10—15%, в инспекциях ныне много вакансий.

УЧИТЕЛЯ. «Учитель со стажем может получать около 2000 грн, а моя кума работает преподавателем группы продленного дня — ее зарплата 1200 грн. Выживаем только благодаря помощи родителей — они сдают деньги на ремонт, на учебники, на канцелярию. Лично я работаю на полторы ставки — получается около 2500 грн, так что личного времени вообще нет — у меня есть класс и еще группа продленного дня. Дома проверяю тетради, готовлю планы уроков. Ночью занимаюсь рукоделием — это моя подработка. Но она нестабильная — иногда заказы есть, иногда нет. Плюс приусадебное хозяйство спасает», — рассказала учительница младших классов столичной школы Ирина Воробьева.

МИЛИЦИЯ. «Инспекторы в городах и сельских райотделах получают примерно одинаково — от 1800—2000 гривен на первых порах службы и до 3,5 тысячи, допустим, при 20-летней выслуге, — рассказал капитан милиции Григорий. — Для села это, наверное, нормальные деньги, ведь у многих есть и свой дом, приусадебный участок, живность своя. Но для Киева их не хватает даже, чтобы свести концы с концами. Мне перед женой стыдно получать такую зарплату. Милиционеры берут взятки не от жадности — просто государство нашу работу в упор не видит и оценивает своеобразно: мол, за деньги и дурак сможет, а вы попробуйте без них. Если человеку, который имеет право открывать и закрывать уголовные дела, государство дает зарплату в 1800 грн., то оно должно понимать, что коррупция, при таких условиях, не будет побеждена никогда».

Нардеп-экономист Ксения Ляпина (НУНС) считает, что резко повысить зарплаты, просто увеличив расходную части бюджета невозможно — это раскрутит инфляцию. «Но есть и другой путь — сократить примерно 25% чиновников. Это даст экономию порядка миллиарда гривен, — говорит Ляпина. — И уменьшить финансирование госпрограмм (где процветают откаты), оставив только приоритетные, которые принесут прибыль государству в ближайшие годы — авиация, судостроение. Ну и главное — коррупция, разворовывание бюджетных денег. Власти сейчас взялись за коррупционеров, результаты должны быть. Нужен госконтроль над капстроительством, строительством дорог, госзакупками. Речь идет о 10-20 млрд грн экономии. За этот счет и можно повысить зарплаты».