Эдуард Киркевич
В 2013 году Украину ждут массовые техногенные катастрофы
Обвал стены гостиницы в Киеве, здание в Харькове, жилой дом в Евпатории… список трагедий, унесших жизни ни в чем неповинных граждан, как взрослых, так и детей, можно продолжать. Все перечисленные случаи являются следствиями единственного фактора — ненадлежащего качества выполнения проектных, а в дальнейшем и строительных работ.
И все же, эти трагические инциденты разрушение и обрушение зданий и сооружений, скорее всего, были исключениями на фоне общей картины строительства.
В то же время, после вступления в силу Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и постановления Кабинета Министров Украины от 11.05.11 года № 560 «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров »и от 27 апреля 2011г. № 557 «Об утверждении порядка отнесения объектов строительства к IV и V категорий сложности» такие явления могут стать не только исключением, но и закономерностью в Украине.
И все это только благодаря тому, что в последний момент из текста закона и постановлений, по неизвестным причинам и по чьей воле, исчезли два слова – «государственная экспертиза».
Практика обязательного прохождения государственной экспертизы проектов строительства, которые реализовывались в предыдущие годы, была начата еще во времена Советского Союза, а именно в 80-х годах, но нашла свое отражение и при независимости Украины. С самого начала своего существования экспертиза проектов была последним барьером, таким себе «санитарным кордоном» для того, чтобы убыточные и разрушительные проектные решения не были реализованы при строительстве объекта, не повлияли на его прочность, надежность и долговечность, а также на долговечность рядом расположенных зданий.
Об эффективности такой государственной экспертизы свидетельствуют многочисленные историко-архитектурные памятники, которые сохранились и по сегодняшний день и дополняют современный архитектурный стиль.
За долгие годы существования экспертизы, проектанты получили уверенность и гарантию в правильности принимаемых ими проектных решениях, пытались самостоятельно разрабатывать качественные проекты, не зависеть от прихоти заказчика.
Большего подарка для недобросовестных заказчиков и не придумаешь. Если до принятия нового закона было множество скандалов по всей стране (особенно в историко-культурной части Киева), связанных с хаотичной и варварской застройкой, то теперь, кто угодно может строить, как угодно и что угодно. Даже строительство 24-х этажного здания не нуждается экспертизы проекта. Если раньше граждане были спокойны хотя бы за то, что эти здания не разрушатся и не обвалятся, то с 2011 года такая уверенность исчезла. Отныне открывается широкое и свободное поле деятельности для застройщиков. Спрашивается, кто будет отвечать за возможные техногенные трагедии, вызванные халатным отношением и безответственностью в градостроительстве?
Раньше был единый центр ответственности — Украинская государственная строительная экспертиза, а теперь — ищи крайних, как звали. Отсутствие крайних — отсутствие ответственности. А отсутствие ответственности в такой тотальной и опасной сфере как строительство, неизбежно приведет к эпидемии разрушений, многочисленных человеческих жертв и, как результат, к погной потере веры граждан в качество любого строительства, а, особенно, в безопасности их жилища. Понятно, что последствия будут появляться не сразу.
Процесс начнется через 2-5 лет, когда, действительно, будет поздно что-то исправлять, поскольку уже сегодня необходимо увеличивать штат МЧС так, поскольку ликвидировать последствия придется именно им.
Еще один негативный аспект — хищение государственных средств. За год на рассмотрение государственной строительной экспертизы поступает сметная документация объектов строительства примерно на 100 млрд грн, из которых, по результатам рассмотрения, снимается до 10% стоимости. То есть, прямая экономия бюджетных средств составляет около 10 млрд грн в год. Понятно, что та разница, на которую была уменьшена стоимость строительства — это лишь нехватка в карманах чиновников, распределяющих данные средства. Так, вместо развития эффективных превентивных рычагов государственной экспертизы создают выгодные застройщикам структуры, которые будут выдавать те выводы, которые понадобятся заказчику. Чем не коррупционный механизм?
Контролирующие органы — государственная финансовая инспекция, прокуратура или СБУ – не способны осуществить проверки такого объема сметной документации через элементарную нехватку физических и финансовых ресурсов.
Могу утверждать, что именно те лица, которые лоббировали данные нормативно-правовые акты и являются основателями новой коррупционной схемы. Поскольку, сознательно и последовательно устраняя тех, кто еще определенным образом сдерживал бизнесменов-лоббистов во власти, предлагают виртуальный механизм коллективной ответственности, который как никогда не был, так и не будет запущен.