Совместная разработка Украиной и Польшей крупнейшего отечественного газоконденсатного месторождения (разведанные запасы составляют 15 млрд. кубометров газа) относится к проектам, развитие которых определяет градус межгосударственных отношений. Собственно, значение для Польши этого проекта иллюстрирует меры, которые приняла Варшава после того, как судебные и исполнительные органы украинской власти оттеснили ее от участия в разработке «Сахалинки». Польша в ответ заморозила стратегическую мечту Украины последнего десятилетия — достройку нефтепровода «Одесса-Броды» до польского Плоцка. Действия наших западных соседей обусловлены не только стремлением отстоять свои интересы и сохранить инвестиции, но и тем, что поставки украинского газа критически важны для приграничных районов Польши. Часть этих районов, в частности, территории вокруг города Грубешова, были газифицированы в 2004 году, и поставка газа туда возможна лишь с территории Украины. Поэтому можно не сомневаться, что в случае неблагоприятного для себя исхода поляки пойдут до конца, и следующим их шагом может стать международный иск, который попахивает очередным газовым скандалом.
История украино-польского сотрудничества в разведке и разработке Сахалинского месторождения уходит в 1999 год, когда в результате межправительственных переговоров для добычи украинского газа и его продажи в Польшу было создано СП «Девон», учредителями которого стали НАК «Нафтогаз Украины», PGNiG (Польский нефтегазовый государственный концерн) и дочернее предприятие ООО «С-З-Ю Лтава». Состав акционеров периодически менялся. По данным на 2010 год, «Нафтогазу Украины» принадлежит 12,1267%, «Девон», PGNiG — 36,38%. Остальные акции были распределены между частными инвесторами.
С 2000 года «Девон» начал активную разработку Сахалинского месторождения по соглашению с госкомпанией «Полтаванафтогазгеология» — дочерним предприятием НАК «Надра Украины». Сумма инвестиций за четыре года (разведка и бурение скважин, переработка добытого газа) составила около 400 млн грн.
Однако уже в 2004 году успешно заработавшее месторождение было отобрано у поляков усилиями тогдашнего главы Госкомитета природных ресурсов и депутата от СДПУ(о), а ныне министра экологии и экс-депутата Партии регионов Николая Злочевского. В декабре 2004 года партнер СП «Девон» — «Полтаванафтогазгеология» — был лишен лицензии. В проведенном после этого конкурсе за право обладания лицензией победу одержала структура с претенциозным названием «Укрнефтебурение», никогда, впрочем, ранее бурением не занимавшаяся и созданная за три дня до проведения «конкурса». Успех никому доселе неведомой фирмы в борьбе за крупнейшее месторождение страны злые языки объяснили тем, что главными «нефтебурильщиками», владевшими тогда этой компанией, были Николай Злочевский и глава АП Кучмы Виктор Медведчук. В 2005 году Госкомитет природных ресурсов был ликвидирован, а лицензия была возвращена «Полтаванефтегазгеологии».
Спустя четыре года, в 2009-м, работа украино-польского СП была вновь остановлена — на этот раз тогдашним премьер-министром. Срок очередной лицензии истек, после чего руководство НАК «Надра Украины» (держателя лицензии, имевшего право на ее внеконкурсное получение) и руководство НАК «Нафтогаз» (намерение передать лицензию которому Кабмин задекларировал официально) получили от премьера указание заявок на участие в конкурсе не подавать. В то же время, по директиве Тимошенко «Надра Украины» продали вновь всплывшему «Укрнефтебурению» документацию на разработку Сахалинского месторождения. Документация включала в себя всю геологическую информацию, собранную с момента открытия месторождения в 1981 году до последних месяцев работы украино-польского СП. При этом документы, рыночная стоимость которых исчисляется десятками миллионов, были проданы за 1,9 миллиона. По одной из версий, идеологом этих странных распоряжений Тимошенко был один из нынешних депутатов Партии регионов, якобы претендовавший на долю в «Укрнефтебурении» и до сих пор имеющий несколько скважин в Полтавской области.
Как и 4 года назад, Укрнефтебурение прогнозируемо выиграло конкурс, и получило 25-летнюю лицензию, от которой отказались основные претенденты.
По данным осведомленных источников, сегодняшний состав отличается от первоначального. Так, «Коммерсант» указывает на группу «Приват» и двух предпринимателей. По информации, не обошлось и без представителей нынешней власти. Другие источники также подтверждают, что в руках Коломойского и Со сосредоточено от 50% до 100% акций «Укрнефтебурения».
Вопрос Сахалинского месторождения поднимался польской стороной на президентском уровне. Возобновление работы «Девона» обсуждалось президентами Комаровским и Януковичем во время встреч в марте и апреле 2011 года. Как писала «Украинская п равда», министр Юрий Бойко тогда не смог дать польскому премьеру Дональду Туску внятного ответа на вопрос, когда Ук раина восстановит сотрудничество с Польшей в газовой сфере. В мае новый посол республики в Украине Генрик Литвин заявил, что собирается встретиться с Виктором Януковичем и Николаем Злочевским, чтобы обсудить пути решения спора вокруг лицензии «Девона».
Упорство Варшавы в отстаивании своих прав принесло свои плоды. По иску «Девона» в мае 2011 года Окружной административный суд Киева аннулировал лицензию «Укрнефтебурения» на разработку Сахалинского месторождения.
Как сообщил высокопоставленный источник в Минэнерго, если апелляционный суд подтвердит решение об отмене лицензии, она уже до конца года может быть выставлена на повторный конкурс.
От того, насколько честным и прозрачным будет этот конкурс, зависит, выйдут ли украино-польские отношения на новый уровень межгосударственного партнерства или откатятся на десятилетия назад. Возобновление или завершение деятельности украино-польского СП также станет сигналом для Еврокомиссии — готова ли власть защищать интересы зарубежного бизнеса от произвола высокопоставленных чиновников, или Украина по-прежнему остается кладбищем европейских инвестиций.
Справка
Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение в Краснокутском районе Харьковской обл. — крупнейшее в Украине. Оно было открыто в 1981-м, извлекаемые запасы газа составляют 15 млрд кубометров, газоконденсата — 1,7 млн тонн, нефти — 1,7 млн тонн. Для сравнения: годовой объем добычи газа в Украине — 20 млрд кубометров, нефти — 4 млн тонн.