Проще говоря, Чуднов и Круць заявляют: после введения ВНО студенты массово ринулись на бюджетные места, так что платить деньги в кассы многочисленных украинских вузов некому, никто не хочет поступать «на контракт». Между тем, по данным информационной системы Минобразования «Компас», общее количество мест на большинство специальностей в украинских вузах за последние несколько лет практически не изменилось. Уменьшение набора все же есть, но отнюдь не на контрактные места, как считают нардепы, а на бюджетные. К примеру, с 2008 года во Львовском национальном университете им. И.Франко на специальность «международные отношения» ежегодно принимают 550 человек. Но если в 2008 году бюджетников среди студентов этой специальности было 90, то уже в прошлом – всего 60. Объем госзаказа сокращается и в технических вузах. Так, в Киевском национальном университете КПИ, который год подряд на специальность «системная инженерия» набирают 300 человек. Но если в 2008 году бюджетников из этого числа была почти треть (106 мест), то в прошлом году госзаказ сократился до 77 мест.

Впрочем, судя по документу, главное в законопроекте отнюдь не постановка проблемы, а предложенный вариант решения. Логично было бы предположить, что для ликвидации дискриминации права граждан Украины на образование иностранным студентам будет предложено проходить ВНО или сдавать какие-то другие тесты. Вместо этого депутаты предлагают попросту принимать студентов, решивших учиться за деньги, независимо от результатов ВНО. Конкурс же в вузах может проводиться путем собеседования по профильному предмету. Получается, что отныне львиная доля украинских выпускников может вообще ничего не делать не в школе, а для поступления нужно будет просто договориться с «нужными людьми» в вузе и пройти собеседование. Вероятно, именно таким образом нардепы пытаются избежать «кризисных явлений в образовании».

Но и это не все. Под шумок в законопроекте появилась еще одна интересная норма – нардепы предлагают принимать в вузы без учета результатов ВНО всех выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями. А каким образом в большинстве отечественных школ эти медали получают, знает каждый выпускник. Так что вслед за эпохой липовых ученых, липовых кандидатов наук в стране вновь может начаться эпоха липовых медалистов.

Эти предложения нардепов можно было бы считать одним из сотен законопроектов, не имеющих шансов на утверждение ВР. Если бы не несколько фактов. Во-первых, удивительно то, что депутаты, один из которых состоит в бюджетном комитете, а второй – в комитете по вопросам транспорта и связи, обратили внимание на вопросы образования. Во-вторых, депутат Чуднов – представитель «Партии регионов». А, в-третьих, – очень уж не любит ВНО министр Табачник.