Причем для Януковича в данном случае, пожалуй, даже важнее не сами саммиты, а возможность встретиться с президентом Польши Брониславом Коморовским и премьером Дональдом Туском. Виктор Федорович в Баку пообещал азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву «предметно поговорить» с поляками о необходимости достройки нефтепровода Одесса—Броды до Гданьска, что даст возможность доставлять бакинскую нефть в Западную Европу (ответвления от него должны быть сделаны в Чехию и Германию). Дело здесь не только в обязательствах перед Алиевым — Украина рассчитывает неплохо подзаработать на транзите (по нашей информации, до 150 млн долларов в год; для сравнения — сам нефтепровод обошелся Украине в 100 млн долларов).
Как сообщил вчера руководитель Главного управления международных отношений Администрации президента Андрей Гончарук, этот вопрос обязательно будет поднят: «Насколько я знаю, польская сторона сейчас находится в активной фазе технической оценки и при положительной оценке, понятно, начнет находить те средства, которые необходимы для окончания строительства, для воссоединения нашего нефтепровода с польским, чтобы качать нефть на Гданьск».
Впрочем, как сообщил нам источник в Кабмине, проблема как раз в поляках: «Они не против самого нефтепровода, но хотят, чтобы его строили за деньги ЕС (нужно 500 млн долларов). Даже те несколько миллионов долларо в, которые нужны на техоценку проекта, выделила Еврокомиссия». Действительно, на вопрос — на чьи деньги для достройки объекта больше рассчитывает Банковая, — Гончарук ответил неопределенно: «Любые средства нормального происхождения, — будут они из Варшавы, либо, к примеру, из Брюсселя, — они приветствуются».
По словам источника в Кабмине, у проекта есть перспективы: «Ситуация в Северной Африке поставила перед Европой вопрос о необходимости диверсификации источников нефти. Потому, скорее всего, Евросоюз вложится в нефтепровод».
Нынешний визит в Варшаву обещает быть достаточно комфортным для Виктора Януковича, несмотря на обострение ситуации внутри страны в связи с судом над Юрием Луценко и следствием по делу Юлии Тимошенко. Формат саммита — 10-минутные выступления каждого из президентов, что не предусматривает вопросов и ответов на них. А в речи, как сообщил советник президента Андрей Гончарук, Янукович будет говорить о развитии демократии в Украине, а не о делах против оппозиционеров: «Я думаю, что президент никак не будет объяснять ситуацию, связанную с этими расследованиями… Позиция власти: мы не вмешиваемся в этот процесс».
На саммите в качестве специального гостя будет президент США Барак Обама, но, по словам Гончарука, его статус не предусматривает двусторонних встреч — Обама лишь поужинает с европейскими президентами и поговорит о ситуации в Северной Африке. Потому и шансы услышать критику от главы США невелики.
В Европе достаточно жестко реагируют на последние события в Украине. Вернее, Луценко европейцев не интересует — они говорят исключительно о Тимошенко. «Я чрезвычайно обеспокоен новостью о решении суда о задержании Юлии Тимошенко. Контекст и условия этого решения еще более усиливают подозрения о политической мотивированности этого дела», — заявил президент Европарламента Ежи Бузек. «Украинская власть должна прекратить давление на лидера оппозиции Юлию Тимошенко...» — сказал глава фракции Европейской народной партии в ПАСЕ Люка Волонте (которого называют европейским «рупором леди Ю.» и даже «карманной партией БЮТ»). А вот в США, похоже, не обращают внимания на внутриполитические процессы в Украине. Вчерашняя статья агентства Bloomberg называется «Янукович направляет Украину в сторону ЕС» — в ней президент представлен как верный евроинтегратор, пытающийся противостоять давлению России. Есть также абзац об ускорении экономического роста в Украине, а вот об оппозиции — ни слова.
Саммит президентов стран Восточной и Центральной Европы проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Лишь в прошлом году он не состоялся из-за гибели президента Польши Леха Качиньского, потому предстоящий саммит будет 17-м и проводится в Варшаве. Правда, в этот раз среди присутствующих не будет президента Сербии Бориса Тадича и его румынского коллеги Траяна Бэсеску. Их демарш вызван тем, что польские власти пригласили на саммит президента Косово Атифете Яхъяга, — в отличие от Польши, Сербия и Румыния не признают эту отколовшуюся от Сербии страну. По той же причине хотел проигнорировать саммит президент Словакии Иван Гашпарович, однако передумал.
Не признает Косово и Украина, придерживаясь принципа нерушимости границ в Европе. Однако в случае с саммитом Банковая решила: «котлеты — отдельно, мухи — отдельно». «Януковичу нужно быть на этом саммите, а с главой Косово встречаться он не собирается. Так что сербы не обидятся», — объяснили нам в Администрации президента.