Клиенту с улицы заключить договор факторингового финансирования практически нереально: услуга доступна только старым проверенным клиентам
«Компании, у которых уже наметился рост продаж, нуждаются в ресурсах для развития. Но поскольку даже крупные заемщики из-за нехватки свободных залогов сегодня испытывают сложности с получением новых кредитов, им приходится искать альтернативные схемы финансирования», — объясняет член правления Укрэксимбанка Виктория Руда. Факторинг позволяет им получить деньги за товар сразу после отгрузки, а задолженность перед банком будет автоматически погашаться из денег, которые дебитор перечисляет в качестве оплаты за поставленную продукцию. По словам ведущего специалиста отдела активных операций Марфин Банка Игоря Самборского, чаще всего услугой интересуются компании-поставщики и производители продукции, которые работают с торговыми сетями или дистрибьюторами: именно в этой сфере поставки товара осуществляются с отсрочкой платежа, причем эти отсрочки бывают достаточно длительными.
Дорого и не всем
Получить сразу всю сумму за поставленный товар клиент не сможет. Как правило, банки устанавливают предельный размер финансирования — не более 90–95% от суммы накладной. Хотя такие лимиты — скорее исключение, нежели правило, и доступны лишь избранным (крупные высококлассные заемщики, которые долгое время сотрудничают с банком). Чаще всего клиент может рассчитывать на 50–60% от суммы.
Клиенту с улицы заключить договор факторингового финансирования практически нереально: услуга доступна, как правило, только старым проверенным клиентам. Причем даже для них финансирование обойдется дороже обычного кредита. «Ведь это не просто финансовый инструмент пополнения оборотного капитала, но и комплекс сопутствующих услуг: администрирование дебиторской задолженности, защита от валютных рисков, рисков неоплат дебиторов, информационно-аналитическое обслуживание», — перечисляет Игорь Самборский. Стоимость ресурсов состоит из ставки (процент годовых, как в обычном кредите), комиссии за обслуживание (аналог одноразовой комиссии) и комиссии за управление дебиторским долгом. В итоге эффективная ставка может достигать 30–40% годовых. Однако банкиры напоминают: факторинг — это краткосрочное финансирование (в основном до трех месяцев), поэтому для клиентов такая стоимость, как правило, по карману.
В мире доля факторинга в ВВП отдельных стран достигает 10–12%, в России приближается к 2–3% ВВП, в Украине этот показатель не превышает 1%
Впрочем, все вышеназванные условия — не догма. «Факторинг — очень индивидуальная услуга, затачивать которую приходится буквально под каждого клиента», — объясняет первый заместитель предправления банка «Контракт» Павел Крапивин. И одной кредитной истории клиента здесь недостаточно. Особое внимание банки уделяют оценке дебиторов — тем, кто и будет собственно возвращать деньги. В первую очередь финансисты учитывают историю их сотрудничества с клиентом: чем дольше они работают вместе, тем выше шансы получить максимальный размер финансирования под более низкую процентную ставку. Кстати, чтобы минимизировать риски, банки предпочитают работать сразу с несколькими дебиторами.
Хотя факторинг и пользуется спросом у клиентов, далеко не все банки готовы предлагать такую услугу. И в ближайшее время количество игроков на рынке факторинга вряд ли будет расти. «Это не массовый продукт, здесь требуется индивидуальный подход не только к каждому клиенту, но и к каждому дебитору: стандартных методов работы с заемщиками здесь недостаточно», — объясняет Павел Крапивин. Причем невыполнение дебитором своих обязательств или даже дефолт покупателя — это лишь одни из немногих рисков для банка. «В отдельную категорию можно отнести мошенничество: например, сговор клиента и дебитора, когда клиент пытается получить деньги за несуществующие поставки, или переуступка клиентом права требования по одной накладной сразу нескольким факторам», — перечисляет Виктория Руда. Специалистам по факторингу иногда приходится выполнять работу коллекторов. Поэтому все чаще банки выделяют направление факторинга в отдельное структурное подразделение, где работают свои узкопрофильные специалисты. Банкиры идут на это, во-первых, чтобы иметь возможность получать отдельное финансирование (к примеру, путем выпуска облигаций), а во-вторых, чтобы не портить баланс финучреждения проблемной задолженностью. Более того, некоторые банки используют собственные факторинговые компании в качестве коллекторов.