Автор: Татьяна Недоризанюк
Что нужно сделать Украине для присоединения к Болонской системе?
Олена, оцените конкурентоспособность украинских вузов.
По отдельным направлениям качество подготовки украинских вузов достаточно высокое, и многие выпускники наших университетов получают хороший старт для продолжения обучения или работы за рубежом. По отдельным направлениям украинские вузы
Нередко курс обучения продолжается дольше, чем необходимо для подготовки квалифицированного специалиста. Нужно развивать разные формы и модели обучения — как по продолжительности, так и по направленности.
Каковы главные проблемы украинской высшей школы?
В Украине по сей день осталась система высшего образования, ориентированная на плановую экономику. У нас до сих пор государство планирует, сколько и какие специалисты нужны рынку. По этому принципу осуществляется финансирование подготовки специалистов за государственный счет, распределяется финансирование под государственный заказ, механизм формирования которого не всегда понятен и давно не отвечает той ситуации, которая сложилась на рынке и в стране в целом.
Высшее образование в государстве может выполнять несколько функций. Некоторые страны стремятся к тому, чтобы среди населения был высокий процент граждан с высшим образованием. Так государство влияет на образовательный и культурный уровень нации.
Другие страны активно направляют ресурсы на подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики или же предоставляют финансирование на институциональную или конкурсную поддержку университетов с целью поддержки исследований в определенных отраслях науки. Могут быть и другие функции, как то поддержка определенных регионов государства, определенных групп либо слоев населения.
Какие из перечисленных приоритетов подходят Украине?
Нужно честно признаться, что у государства нет возможности обеспечить всех желающих бесплатным доступом к высшему образованию. Очевидно, что нужно выстроить приоритеты в соответствии со стратегией страны и пониманием того, какие функции из перечисленных выше государство в состоянии обеспечить финансово и институционально.
Для Украины важной является экономическая составляющая. Чтобы достичь поставленных государством стратегических целей, нужно обеспечить гибкость системы образования, в результате чего вузы смогут быстро реагировать на потребности экономики в определенных специалистах широкой компетенции, а не направлять средства на подготовку кад¬ров с узкой специализацией, не востребованной рынком.
Много ли нужно сделать Украине для вступления в Болонскую систему?
Насколько мне известно, целый ряд формальных параметров Болонской системы Украиной выполнен. Важно понимать, что Болонская система в основном направлена на обеспечение мобильности студентов в европейском образовательном пространстве.
К сожалению, в Украине пока остается открытым вопрос о том, насколько глубоки изменения внутри самих вузов и насколько открытыми они могут стать к внедрению новых подходов к обучению студентов и поддержке качественных научных исследований — система образования остается довольно закрытой, а без этого сложно продолжить образование в другой европейской стране.
Что нужно изменить, чтобы сделать систему образования более открытой?
Система образования должна развиваться комплексно. Я уверена, что изменения могут проходить как сверху вниз, так и снизу вверх.
Неправильно обвинять в отсутствии реформ только профильное министерство. Оно создает — или не создает — рамки для функционирования системы, и в первую очередь должна быть обеспечена достаточная автономия вузов. Даже сейчас вузы имеют много возможностей. Если вуз сориентирован лишь на функционирование за государственный счет и получение государственного заказа, то он не сильно заинтересован во внедрении систем обеспечения качества — ведь оно не требуется и не оценивается по результату, по качеству выпускника, и эта система не обеспечивает мотивацию к интеграции в европейское образовательное сообщество.
Каково значение рейтингов в повышении качества образования в вузах?
Такие рейтинги удовлетворенности образовательной услугой, как «Компас», способны запустить очень важные механизмы в сфере украинского высшего образования. Позиция вуза в рейтинге «Компас» демонстрирует, насколько получатель услуги (работодатель, выпускник) доволен уровнем предоставляемых вузом компетенций и навыков. Подобные рейтинги заставляют вузы ориентироваться на показатели качества обучения и спрос на рынке труда. Очень важно, чтобы университеты внедряли системы самооценки эффективности своей деятельности, которые позволяли бы соотносить самооценку с внешней оценкой качества образования — государством, независимыми структурами, в том числе европейскими, международными, а также работодателями, выпускниками.
Зная, каких показателей вузы хотят достигнуть, они и должны выстраивать свою стратегию, диверсифицировать свои задачи и ресурсы.