Иосиф Винский: Я твердо убежден, что низкая зарплата является ключевой социальной и экономической проблемой Украины. К сожалению, в Украине царит свирепая данность: даже если человек работает, и работает много, то заработать больше, чем на покрытие своих минимальных потребностей, не может. Часто занятость наемного работника не гарантирует ему и прожиточного минимума.
Работающие бедняки — это наша украинская нелепость! Даже на фоне наших соседей мы выглядим гораздо хуже. Зарплата учителя в России втрое больше чем в Украине, медик в Польше получает в четыре раза больше нашего, а сравнивать украинское положение в сфере оплаты труда со старыми странами ев росоюза я даже не берусь. Между нами — пропасть. И это глумление — несправедливое, неприемлемое и губительное — для людей и государства в целом.
В Украине одна из самых низких в Европе доля зарплаты в структуре ВВП, в Украине — одна из самых низких средних зарплат в Европе, в Украине — одна из наименьших в Европе минимальных зарплат. Наемным работникам в Украине нагло недоплачивают. Это факт. Сложившееся положение необходимо изменить.
Должно резко измениться распределение национального богатства в пользу наемных работников, в разы должна вырасти средняя зарплата, минимальная зарплата должна соответствовать реальным ценам. Такова наша стратегия в этом вопросе.
Что является наиболее выразительным индикатором социальных диспропорций в Украине?
И.В.: Безусловно, цены. Они у нас повсеместно почти европейские. А по ценам на некоторые товары мы вышли в европейские лидеры. Было бы логично и справедливо, чтобы и зарплаты у нас были на уровне Варшавы, Праги, Будапешта, Братиславы. Не говорю уже о Мюнхене или Осло. Но куда там! Они у нас — африканские.
Что же получается? Держать цены декретами страна не может — мы открыли границы, вступили в ВТО, 60% продуктов и товаров импортируем, следовательно, их стоимость определяется в значительной степени за пределами Украины. Что делать? Решение очень простое. Если мы не можем снизить цены, потому что зависимы от импорта, то давайте поднимать до европейского уровня зарплаты.
Действующая власть должна объявить и обеспечить реальную динамику повышения зарплаты в стране, с определенными относительно каждого последующего года показателями, и задекларировать гарантированный уровень оплаты труда по годам, скажем, до 2021 г. И если у нас средняя зарплата в 2010 году была на уровне 175 евро, то через 10 лет она должна выйти минимум на уровень Польши (в которой средняя зарплата на сегодняшний день составляет 1200 евро), через год должна сравняться с Белоруссией, через два с Россией.
И еще одно. Чтобы не было «разводов» исключительно важна привязка контрольных показателей зарплаты к мировым валютам. Доверия к гривне граждан лишили: за 10 лет обращения она обесценилась в 10 раз. Поэтому зарплаты лучше рассчитывать в эквиваленте евро — за ее здоровьем, чтобы там ни случилось, пристально наблюдают 17 стран еврозоны.
Еще, наверное, общество должно отдавать себе отчет относительно подлинных объемов денег, которые не доходят до трудящихся.
И.В.: Сумма недоплаты наемным работникам и пенсионерам и поражает и возмущает. Специалисты подсчитали: каждая такая недоплата составляет почти 400 млрд грн или более 20 тыс. грн на одного среднестатистического работника. Для миллионов людей эта недоплата значительно превышает официальную зарплату или пенсию.
Однако вернемся к исходному тезису. Если куда-то ежегодно исчезает 400 млрд грн, это означает только одно — они находят себе убежище в чьих-то карманах. Вот откуда пухнут оффшорные счета, откуда мода приобретать собственные футбольные клубы, собственные яхты и самолеты, откуда на сотнях гектаров загородных наделов нуворишей растут дворцы. Капиталистам уже не хватает воображения, куда размещать свои безумные барыши.
Средства, которые должны стать зарплатой людей, присваиваются в космических масштабах. Как следствие, по оценке журнала «Фокус» совокупное состояние 200 богатейших семей в Украине превысило 750 млрд грн — почти три бюджета Украины!
В любой европейской стране всякий рост ее богатства ведет к повышению зарплат и пенсий, улучшению позиций государства на международной арене. Украина же такая тенденция явно обходит стороной. У нас как раз все наоборот — украинский народ катастрофически беднеет.
Мы должны понять ключевой тезис. Основное богатство в Украине приобретается за счет четырех факторов: присвоения государственного имущества, неуплаты налогов, завышения цен на товары и услуги и колоссальной недоплаты заработка наемным работникам. А в последние годы именно недоплата зарплаты стала основным ресурсом обогащения узкого слоя украинских олигархов.
В результате целенаправленной политики «низкой заработной платы», годами реализующейся в Украине, мы и получили ее самый низкий уровень в Европе. Отсюда свертывание потребительского спроса, уменьшение покупательной способности населения, сужение рынков товаров и услуг. Политика «низкой заработной платы» ведет Украину в тупик.
Хочу напомнить, что первейшая обязанность государства — вызвать у граждан два взаимосвязанных чувства: защищенности и справедливости. Ни то, не другое без достойной оплаты труда невозможно. Мощная социальная политика ответственной за свой народ власти — это, прежде всего, создание рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
А насчет справедливости… Она, прежде всего, заключается в признании и практическом утверждении общественной практики, согласно которой разрыв в достатке беднейших слоев населения и состоятельных кругов различается не более чем 1:6. В странах Евросоюза это 1:5,7, а в Украине 1:30, еще больше в украинском селе — 1:50. Именно из-за политики «низкой заработной платы» и формируются сверхприбыли олигархов, именно поэтому на сегодняшний день 70% украинцев не видят никакой возможности улучшить свое материальное состояние.
Кто же так упорно препятствует нам быть европейцами?
И.В.: В Украине работодателей, собственно, двое — бизнес и государство. И отношение к человеку труда у обоих одинаково дрянное. Врачу и горняку недоплачивают оба. Как и учителю — в частном колледже или в общеобразовательной школе.
И, тем не менее, изменения должны начаться с госсектора. Госполитика в сфере зарплаты в Украине должна быть пересмотрена — быстро и коренным образом.
Во-вторых, именно государство должно дать обществу четкий ответ относительно изменений существующих пропорций не на словах, а на деле. Зарплата бюджетников и работников государственных предприятий должна вырасти в два раза уже сейчас!
И, в-третьих, правительство должно продемонстрировать, что первым запускает процесс изменения ситуации к лучшему. А потом должно быть жесткое требование к бизнесу: платить в разы больше и платить легально. Богатые сами никогда не поделятся с бедными. Поэтому должен быть жесткий экономический и административный пресс ко всем кто хочет и дальше наживаться на недоплате своим сотрудникам.
Допустим, мы поверили в искренние намерения власти о поэтапном повышении зарплаты. Какие здесь промежуточные камни преткновения?
И.В.: Начать бы с того, что мы не знаем размера реальных зарплат в стране (кроме бюджетников и работников госпредприятий). По оценкам специалистов, в тени в Украине находится до 50% ВВП, а почти половину зарплат работники получают в конвертах, выведенных из налогообложения. Кстати, именно зарплаты в конвертах формируют бедный бюджет, определяя низкие пенсии и зарплаты. Но нужно честно признать, что бизнес в тень загнало само государство, обязав платить больше трети от размера зарплат в Пенсионный фонд.
Как по мне, если мы хотим вывести зарплату из тени, необходимо вообще отменить начисление на зарплату. Платить социальные платежи должны сами наемные работники. Социальные отчисления в процентном отношении должны быть значительно уменьшены, но платить должны все с полной зарплаты или дохода.
Мы часто слышим от чиновников и бизнесменов, что поднять зарплату нет возможности. Так ли это?
И.В.: Все эти разговоры — от лукавого. Платить большие в разы зарплаты можно и нужно. Но этого должны хотеть чиновники. И к этому должны быть принуждены владельцы предприятий.
Могу сослаться на собственный опыт. Я министром транспорта и связи Украины отработал полный 2008 г. Напомню, что в последний квартал уже был экономический кризис. Так вот, при мне, за год, зарплата по предприятиям Минтранса выросла в среднем на 35%, а на ГП «Укрпочта», где работают более 100 тыс. работников, — почти на 70%. Соответственно выросли и отчисления в Пенсионный фонд.
Почему так в 2008 г. не сделали все? Потому что не хотели думать о людях, а думали только о своих собственных карманах. Поэтому я за жесткие меры! Даже за тюрьму для тех, кто платит зарплату в конвертах! Поэтому я за немедленное введение индикативных зарплат. Поэтому я за уплату социальных взносов со всех доходов (зарплат, дивидендов, процентов, роялти и т.д.), но в меньшем процентном размере.
И хочу вам ответственно заявить — такая реформа зарплаты будет именно той реформой, которую поддержат все — за исключением ярых мироедов. Повышение зарплаты — это популярная реформа, и у правительства на самом деле нет никаких честных причин ее не осуществить.
Так почему ее не внедряют?
И.В.: Я уже говорил: в Украине реализуется другая политика, т. н. политика низких зарплат. Она осуществляется в интересах кланового капитала, мощных промышленно-финансовых групп. Европейской оплаты труда нам никто не подарит. Наемные работники должны всего добиться самостоятельно, всеми доступными средствами. Вспомните, как это делали рабочие в Европе (и делают до сих пор).
Так что же с этим всем делать людям? Не пора ли народу поговорить со своей прислугой, как и положено хозяину?
И.В.: Прежде, что важно понять: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Второе, что немаловажно: наемные работники должны перестать поддаваться политическим разводам (на НАТО, русский язык и т.д.). А взамен должны четко осознать, что борьба за рост зарплаты — это борьба за себя, за своих детей, своих матерей и отцов. Достойная зарплата — это ключевой экономический интерес каждого работника.
И третье. Бесспорно — чтобы наемным работникам лучше платили, за это необходимо бороться. Работники, которые себя уважают, должны создать хорошо организованную, сильную, агрессивную, действенную народную инициативу «Нет — политике низких зарплат!». В Украине должно появиться реальное рабочее движение и новые профсоюзы.
В начале апреля прозвучало заявление исполнительного директора МВФ Доминика Стросс-Кана, который признал, что неолиберальные догматы «Вашингтонского консенсуса» нежизнеспособны, ошибочны и даже вредны. «Поэтому, — продолжил далее Д.Стросс-Кан, — в долгосрочной перспективе устойчивое развитие ассоциируется у нас с более справедливым распределением доходов». А несколько месяцев назад в телепрограмме Вы едва ли не теми же словами клеймили неолиберальную идеологию.
И.В.: Неолиберальная экономическая модель терпит крах по всему миру. В рамках этой модели выхода из мирового кризиса нет. Это понимают все, но этого, к сожалению, не понимает украинская элита, которая живет в этом неолиберальном «зазеркалье».
Я — социалист. И твердо убежден, что у нас есть одна разумная альтернатива — резкая социализация общественной жизни, радикальное усиление возможностей каждого человека на основе свободы, справедливости и солидарности.
Беседовал Александр Саква