Советские ученые еще в средине 50-х предложили автоматизировать процессы управления государством, а в 1961 году киевский академик Виктор Глушков представил на рассмотрение Хрущеву прототип Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Предлагалось создать региональные вычислительные центры для сбора, обработки и передачи экономической информации, необходимой для эффективного планирования и управления — это позволило бы правительству получать всю информацию в режиме реального времени и уйти от лживой статистики. Интересно, что когда про разработку узнали в ЦРУ, в одном из отчетов советник президента Джона Кеннеди написал о том, что «…к 1970 году СССР может иметь совершенно новую технологию производства. И если Америка будет продолжать игнорировать кибернетику, с нами будет покончено».
Но советские бюрократы быстро сообразили, что ОГАС лишит многих из них работы — идею вначале очень много критиковали. В результате всевозможных доработок в интересах чиновников идея централизованной системы была похоронена.
Украину (как, впрочем, и многие другие страны экс-СССР) часто называют «страной очередей», причем возникают они в основном при попытке граждан получить от государства какие-либо админуслуги, сервисы и даже при выполнении своих обязанностей. Стоять нужно и в поликлинике перед кабинетом врача, и в «Ощадбанке» для оплаты коммунальных платежей, и в БТИ для регистрации права собственности на жилье, субсидии, получении справки в военкомате и так далее.
— За что они нас так ненавидят? — эту фразу я услышал месяц назад в многотысячной очереди возле налоговой, спровоцированной введением нового отчета, который, через неделю отменили.
В очередях можно даже умереть — во время выдачи вкладчикам «Сбербанка» СССР компенсаций («Юлиной тысячи») было известно 5 случаев, когда пен сионеры, пытаясь получить кровные, уходили в мир иной.
А оформление каких-либо разрешений для бизнеса? Очередей нет, но без взятки получение документа растягивается на месяцы, а то и годы. Вывод лишь один — государственная машина сильно сбоит. Если ее не исправить, мы и из кризиса никогда не выйдем, и коррупцию не победим. Да и зачем нужно государство, которое не выполняет свои функции?
Суть модернизации государственной системы состоит в том, что госаппарат должен выполнять работу в интересах каждого члена общества, налогоплательщик должен четко понимать, на что идут его деньги и влиять на распределение бюджета. А доступ к госуслугам, которые предоставляются за деньги налогоплательщика, должен быть предельно простым. Кроме того, важна и система отчетности — власть должна в режиме реального времени четко понимать, что происходит в стране и своевременно вносить корректировки в экономической политике. Инструмент для реализации этой идеи — электронное управление страной.
Сегодня лучшим примером построения «электронного государства» является Эст ония. Здесь каждому гражданину выдали электронный ключ, при помощи которого он может оперативно, через Сеть интернет решить получить большинство админуслуг: получить любую лицензию, справку, подать заявление на материальную помощь, зарегистрировать сделку или доверенность и так далее. А в 2011-м году здесь впервые провели выборы в парламент при помощи интернет-голосования.
Интересно, что переход на электронную систему серьезно экономит бюджетные средства. Например, во Франции (территория аналогична нашей) только за год работы после внедрения программы автоматизации удалось сэкономить более 10 млрд евро!
По уровню информационного развития государства наша страна находится на 60-м месте в мире. Для сравнения, соседняя Россия — на 56-м.
Интересно, что сама Национальная программа информатизации (НПИ) была принята почти 22 года назад — в 1998 году. Планировалось создать системы информационно-аналитического обеспечения всех органов власти.
Однако достижения за годы строительства электронного государства очень слабые. С одной стороны, большинство министерств, ведомств и местных органов завели сайты, где выкладывают публикации и базы данных, и, опять-таки, свои телефонные номера и почтовые адреса для традиционного общения. Более продвинутые размещают различные справки, формы, которые гражданину приходится распечатывать для личной доставки или отправки по обычной почте в инстанцию для дальнейшей обработки. Но, увы, это не онлайн-услуги и совсем не электронное правительство.
Дело в том, что сейчас существуют пробелы в законодательстве. В частности, никто не несет ответственность в том случае, если размещенная на сайте той или иной организации информация является некорректной.
В Украине уже работает единый портал госуслуг, на котором пользователь может подать обращение в электронном виде, но после того, как это письмо попадает в госучреждение, его распечатывают, и затем оно гуляет по кабинетам чиновников — скорость и принцип обработки точно такие же, как если бы документ был бумажным.
Расскажем о том, как будет работать система электронного управления на простом примере. Допустим, у вас возникла задача зарегистрировать предприятие.
Для этого нужно зайти на сайт госуслуг, прочитать перечень условий и заполнить установленную форму. Далее необходимо будет пройти процедуру аутентификации при помощи электронной подписи (ее нужно предварительно получить в одном из центров сертификации) либо электронного паспорта (их обещают повсеместно внедрить через 2 года). После отправки заявления осталось лишь ждать ответа от ответственного госоргана в течение установленного законом срока (в проектах прописан месяц). Документ сам «ходит» по ведомствам в электронном виде. Госслужащие лишь накладывают резолюции с системе электронного документооборота. А вариант, что заявление «завернут» из-за отсутствия какой-либо бумажки, исключен — планируется, что система автоматически будет подгружать данные из различных госорганов.
Если электронного ключа или паспорта нет, заявление можно подать и в бумажном виде в специальный центр оцифровки, где его переведут в электронный вид и отправят дальше. Аналогично можно подать заявление на регистрацию брака, получить аттестат об образовании (после курса электронного обучения), а также получать любые справки — из ЖЭКа, собеса и так далее.
Во всех странах ищут способ, каким образом дать доступ к интернету и правительственным услугам абсолютно всем гражданам — не должно возникнуть такой ситуации, когда человек не смог реализовать какое-либо свое право только лишь по той причине, что у него нет дома или на работе компьютера с подключенным интернетом.
Логичное решение — оборудование публичных мест терминалами доступа (сейчас такие терминалы уже есть в некоторых банках — с их помощью можно оплатить штрафы и налоги). Например, на станциях метро, или, по словам Александра Баранова, в отделениях «Укрпочты» (вполне возможно, что там будут установлены не терминалы, как на рисунке, а столы со стационарными компьютерами и ноутбуками).
Также планируется организовать места публичного доступа к сети Интернет по беспроводной технологии WI-Fi.
Александр Баранов рассматривает возможность организации точек коллективного доступа к интернету на базе существующей сети библиотек.
— Если поставить компьютеры, туда может прийти любой человек и попросить подать ему документы через интернет. Нужно ему подсказать, набрать текст и отправить его. И тогда ему помогут специалисты по информации — библиотекари, — говорит эксперт. Но это, по его словам, худший вариант. Стоит задача научить всех украинцев, как это делать самостоятельно. — Я в С ША видел классы библиотек, где обучали женщин старше 75 лет компьютерной грамотности. Думаю, наши не хуже и даже лучше». Живой пример — 83-летняя крымчанка Галина Чернова (на фото), которая год назад поступила в ВУЗ.
Главное и естественное опасение украинцев — насколько безопасно пользоваться интернет-услугами? Например, что будет, если злые хакеры взломают сервер Кабмина и ликвидируют базу данных про всех украинцев или перепишут имущество одного человека на другого. Или на серверах произойдет сбой, и информация погибнет.
Опрошенные нами эксперты говорят, что такой риск есть и сейчас — электронные базы фактически данных уже существуют.
«Но это гипотетическое предположение, — говорит Александр Смирнов, — при грамотно построенной инфраструктуре информация многократно дублируется, дата-центры защищены от стихийных бедствий, а чтобы взломать электронный ключ, нужно порядка 80 лет».