Небогатый позитив
Безусловный позитив – это то что режим пошлин предусматривает (как минимум де-юре) равные условия для всех участников рынка, чего не мог обеспечит механизм квотирования. Если процедура распределения экспортных квот была неконтролируемой и непрогнозируемой участниками рынка (тому подтверждение – получение рекордных объемов квоты малоизвестной компаний «Хлеб Инвестбуд»), то механизм пошлин выглядит более прозрачно и преимущества получат игроки, предложившие наиболее привлекательную цену.
Однако при этом обращает на себя внимание тот факт, что законопроект №8321 не гарантирует, что наряду с пошлинами в Украине не будут введены другие виды ограничений, тоже квотирование. На сегодня ни один законодательный акт в Украине не запрещает такого симбиоза ограничений. Однако если правительство обеспечит прозрачность распределения вырученных от уплаты экспортных пошлин средств в пользу аграриев, то для украинского АПК это будет иметь выраженный позитивный эффект. По мнению экспертов, оптимальным был бы механизм, по которому средства полученные от пошлин на экспорт пшеницы должны быть распределены между аграриями –производителями этой культуры пропорционально заявленным им посевным площадям.
Еще один (хоть и условный) позитив этого законопроекта – то, что рынок узнал нюансы ценообразования в новом сезоне. Если пошлины будут введены в оговоренных размерах, то для агрария это будет означать пропорциональное снижение закупочных цен. «Вряд ли мы сможем убедить покупателей например из Северной Африки что нужно платить за украинское зерно на 20-23 евро дороже. Значит, эта сумма будет отминусована у сельхозпроизводителя» — констатирует Владимир Лапа.
Первые последствия можно заметить уже сейчас. В частности, эксперты и сами чиновники высказывают обеспокоенность темпами сева ячменя – аграрии не очень охотно сеют эту культуру. Официальная причина – неблагоприятные погодные условия нынешней весны, однако ставка пошлины в 23 евро, на которую будет снижена закупочная цена не способствует популярности этой культуры.
СПРАВКА
До сих пор украинское правительство прибегало к единственному методу регулирования экспорта – квотированию
Напомним, что квотирование экспорта зерна, первоначально введенное правительством в начале октября 2010 года на срок до 31 декабря 2010 года, в конце прошлого года было продлено до 31 марта 2011 года. При этом суммарный размер квот увеличен на 1,5 млн тонн – до 4,2 млн тонн. Квота на экспорт кукурузы увеличена с 2 млн тонн до 3 млн тонн, пшеницы – с 0,5 млн тонн до 1 млн тонн. в конце марта Кабинет министров продлил квотирование экспорта зерна до 1 июля 2011 года, одновременно увеличив квоту на кукурузу на 2 миллиона тонн.
За это время квоты распределялись дважды способом, вызвавшим затем резкую критику со стороны участников рынка: Кабинет министров постановлением от 10 ноября 2010 года ограничил срок приема заявок, поэтому многие экспортеры просто не смогли получить выводы Минагропрода и подать заявки.
Украина переходит на новый метод регулирования рынка зерна
Вчера на официальном сайте парламента был обнародован законопроект о введении пошлин на экспорт зерна. Как и было известно ранее из разных источников (как в фермерских, так и в трейдерских кругах), ставки пошлин, предусмотренные законопроектом №8321 «О внесении изменений в налоговый кодекс и утверждение ставок вывозной (экспортной) пошлины на некоторые виды зерновых культур» составят 9-14%.
При этом минимум устанавливается на пшеницу, а максимальная ставка предусмотрена для экспорта ячменя. Экспорт кукурузы будет обложен пошлиной в промежуточные 12%. Максимальная защита для ячменя выглядит логично, учитывая невысокий урожай в прошлом году этой культуры, низкие запасы и неопределенные прогнозы будущего урожая.
Кабмин предлагает установить пошлины до 1 января 2012 года, однако поскольку маркетинговый год не совпадает с календарным, скорее всего в законопроект будет заложена возможность пролонгации. «Логично было бы установить сроком действия пошлин сезон, и затем уже в зависимости от следующего урожая отменять их или корректировать ставки» — говорит Владимир Лапа генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса.
Предполагается, что закон вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он опубликован. Наиболее логично было бы приурочить его к новому маркетинговому году, который стартует с 1 июля. К этой дате чиновники как раз успеют выполнить все формальности, кроме того в текущем сезоне продолжает действовать другой вид ограничений – квоты на экспорт.
Формально правила ВТО не запрещают Украине вводить пошлины на экспорт, однако такие действия вступают в противоречие с требованиями ЕС в рамках процесса создания Зоны свободной торговли. «Безотносительно к теперешним событиям рынке зерна Украине стоило бы сохранить для себя возможность устанавливать пошлины» – считает Владимир Лапа. Тем не менее, пока похоже украинские чиновники об этом противоречии не задумываются и намерены просто поставить своих партнеров перед фактом. Согласно законопроекту, «со дня вступления в силу данного закона товары, указанные в этом разделе, изымаются из режима свободной торговли с иностранными государствами, о чем Кабинет министров Украины в месячный срок информирует иностранные государства».
Абсолютные цифры
Помимо процентных ставок, законопроект вводит абсолютные показатели минимальной налоговой нагрузки при экспорте. Так, на тонне пшеницы экспортер обязан будет уплатить 17 евро, кукурузы – 20 евро, ячменя – 23 евро. Исходя из ткущей конъюнктуры мирового рынка, эти цифра абсолютно нерепрезентативны и нивелируются процентными ставками. Так, текущая цены на мировом рынке на пшеницу превышает 320 долларов /тонна что при ставке в 9% означает налоговую нагрузку в размере около 40 долларов. Стоимость ячменя и кукурузы составляет 270-320 долларов/тонна – такой уровень цен делает ненужным применением минимальных абсолютных ставок.
Однако в будущем, особенно на падающем рынке не исключено, что правительству потребуется спешно скорректировать абсолютные показатели или даже вовсе отменить их. А учитывая, что для этого потребуется вносить изменения в закон с полноценным соблюдением процедуры прохождения соответствующего законопроекта, сомнительно, что чиновники будут поспевать за рынком.