Дефицит за первые три месяца текущего года составил 1,02 млрд долларов, сообщило Главное таможенное управление КНР.
В марте торговый профицит Китая составил 140 млн долларов против дефицита в 7,3 млрд долларов за февраль, на фоне роста экспорта за месяц на 35,8% год к году и наращивания импорта на 27,3%. Экономисты, опрошенные Reuters, ожидали дефицита в 4,2 млрд долларов, а исследование Dow Jones Newswires прогнозировали дефицит за март в размере 4 млрд долларов. Таким образом, неожиданный для аналитиков мартовский профицит помог Китаю сузить дефицит торгового баланса за январь-март.
Впрочем, большинство экономистов по-прежнему полагает, что Китай завершит этот год с профицитом, хотя излишки могут сократиться очень скоро. «Условия торговли для Китая ухудшаются на фоне роста цен на нефть, так что сальдо торгового баланса может сократиться намного быстрее, чем ожидает мир», — заявил Тин Лу, экономист по Китаю в BofA Merrill Lynch.
С 2004 года значительные показатели квартального профицита торгового баланса в сочетании с миллиардами долларов притока капитала помогли Китаю скопить крупнейшие в мире валютные резервы. На конец 2010 года они оценивались примерно в 2,87 трлн долларов.
Сужение активного сальдо торгового баланса может облегчить международное давление на Китай, который обвинялся рядом государств и, в частности, США в искусственном занижении курса юаня и создании преференций для своих экспортеров.
Вашингтон, один из самых резких критиков торговой политики Пекина, признал в марте, что Китай предпринимает шаги для повышения импорта, отмечает China Post. Министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил в марте, что у Китая не было выбора, кроме как сменить свою стратегию роста в сторону наращивания внутреннего спроса при ослаблении спроса в США и Европе. В дальнейших планах Китая — сокращение импортных тарифов, а также ослабление некоторых ограничений для импортеров.
По оценкам аналитиков, за 2011 год юань может подорожать на 4-6% к доллару США. За последние 12 месяцев юань подорожал к доллару на 4%. В понедельник, 11 апреля, Народный банк Китая установил курс юаня на рекордно высоком уровне 6,5401 к доллару США.
Брайан Джексон, стратег RBC Capital Markets, считает, что китайский торговый дефицит за первый квартал, вызванный дорогой нефтью и высокими ценами на другие виды сырья, не означает, что в экономике Китая происходит ребалансировка и выход на более высокое внутреннее потребление. Квартальный дефицит не означает, что Китаю нужно замедлить удорожание юаня для защиты своих экспортеров. Он выиграет от дальнейшего укрепления курса, который поможет справиться с импортируемой инфляцией, считает Джексон.
Профицит в 2011 году составит 120-140 млрд долларов, пишет китайская госгазета «Жэньминь жибао». Основной вклад в создание профицита, как ожидается, внесет четвертый квартал, на который традиционно приходится резкий рост китайского экспорта в преддверии череды праздников на Западе.
Наталья Ищенко