«По коньяку, шампанскому, нескольким видам вин мы договариваемся о переходном периоде, который сопровождается определенными действиями обеих сторон», – заявил Пятницкий. По его словам, ЕС будет обязан предоставить пострадавшим от введения запретов на использование названий предприятиям помощь для ребрендинга и продвижения на рынке в переходный период.
Требования Киева о финансовой поддержке украинских производителей до сих пор вызывали категорическое неприятие Брюсселя. «Евросоюз оказывал и будет оказывать Украине бюджетную помощь для проведения реформ. Но мы никогда не поддерживали отдельные бизнес-структуры в Украине и не намерены этого делать», – утверждал ранее источник газеты в Еврокомиссии.
Представители украинской стороны отмечают, что смогли обойти это ограничение. По словам Елисеева, речь шла о разных вариантах, например, о кредитовании за счет Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Следует отметить, что Украина изменила приоритеты в переговорах с ЕС по вопросу квот на экспорт. «Нам нужен потенциал не только по зерну, но и по другим сферам,– пояснил высокопоставленный собеседник издания.– Сейчас мы сами импортируем говядину и свинину, но завтра можем стать экспортерами, у нас огромный потенциал развития этой отрасли. Вот только кто придет с инвестициями в животноводческую сферу, если у нас будет нулевая квота беспошлинной поставки мяса в ЕС?»
Одной из главных причин вынужденного отказа Киева от прежних требований в сфере экспорта зерна стала пассивность украинского аграрного лобби. «Ваши игроки рынка на встречах с нами признавались, что возможность экспорта в Евросоюз для них не критична. Мы сделали вывод, что украинское зерно и без ЕС найдет своего покупателя, ваши рынки – это Северная Африка, Ближний Восток. Поэтому о запрошенных Украиной объемах квот не могло быть и речи»,– рассказал один из европейских дипломатов.
Кроме того, было достигнуто принципиальное согласие поводу отмены пошлин при импорте автомобилей, произведенных в Евросоюзе. По словам Пятницкого, Украина должна получить право ограничивать объем импорта. Планируется также ввести нормы, стимулирующие автомобилестроителей перенести в Украину часть производства комплектующих.
Одним из наиболее проблемных остается раздел будущего соглашения о ЗСТ, посвященный энергетике. «Европа боится, что через наши компании на рынок зайдут россияне или китайцы, и ограничивает доступ к инфраструктуре и осуществление менеджмента. Кроме того, есть противоречия в системе и формуле ценообразования для энергетических товаров»,– рассказал собеседник издания, близкий к переговорам.
Как известно, встреча в Брюсселе совпала по времени с активизацией консультаций между Киевом и Москвой по поводу возможного присоединения Украины к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. «Теоретическое присоединение Украины к Таможенному союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном де-факто заблокирует переговоры по ЗСТ с ЕС», – отметил руководитель переговорной группы со стороны ЕС Филипп Куиссон.
Как сообщает источник, достигнутые договоренности обнародованы не были. Следующий раунд переговоров состоится в июне.