Штраф не должен быть маленьким. Ведь тогда компании будет выгоднее его заплатить, чем устранить нарушение. Если меры по легализации покажут свою эффективность, говорит Сергей Тигипко, можно будет смело ставить вопрос о снижении уровня нагрузки на фонд оплаты труда, о чем давно говорят работодатели. Сегодняшние же меры по легализации должны поддерживать в первую очередь непосредственно уже легально работающие компании. Именно им станет проще работать на чистом и честном рынке, а открытая качественная и ценовая конкуренция сыграет на руку потребителю. Кроме того, если мы перестанем говорить о чистой зарплате как о невероятной преференции социального пакета, это даст возможность расширять горизонты мотивации, а значит, увеличивать продуктивность труда работников и прибыльность предприятий.
Правительство вплотную подошло к легализации зарплат
Предприниматели, которые «в белую» выплачивают заработную плату и делают отчисления в соцфонды в полном объеме, получат дополнительные преференции. Законопроекты об усилении борьбы с уклонением от легального трудоустройства наемных рабочих, а также о внедрении общегосударственной тарифной сетки «гарантированных» заработных плат уже вынесены Минсоцполитики на обсуждение общественности.
Тема легализации зарплат впервые за 20 лет сдвинулась с мертвой точки. До сих пор в стране нет адекватного наказания за трудоустройство без официального оформления. А минимальная зарплата уже давно не выполняет своей функции социальной защиты, оставаясь лишь формальной ширмой, за которой скрываются реальные доходы граждан, выше декларируемых в разы. Статистические данные свидетельствуют: у нас около 2,5 млн людей живут на минимальную зарплату (с 1 апреля — 960 грн). Но на самом деле минимум половина получают приемлемое вознаграждение за свой труд «в конвертах». Согласно оценкам Института демографии НАНУ, около 145 млрд грн фонда оплаты труда относятся к теневому сектору экономики. То есть Пенсионный фонд ежегодно недополучает до 50 млрд грн.
Такое положение дел мешает нормально развиваться «белым» компаниям, на которые приходится до 60% всех оборотов в стране. Крупные предприятия с иностранными инвестициями, большие отечественные холдинги, претендующие на звание открытых и прозрачных, вынуждены вести неравную борьбу с конкурентами, использующими недекларируемый наемный труд, схемы минимизации отчислений в соцфонды и прочие ухищрения, удешевляющие их продукцию. Бремя же содержания пенсионеров, возложенное на легальный бизнес, с каждым годом увеличивается.
С принятием трех законопроектов по легализации заработных плат, которые на днях презентовал вице-премьер Сергей Тигипко, ситуация должна кардинально измениться. Первое направление изменений — введение гарантированной зарплаты и градации ее минимального размера в зависимости от уровня квалификации работника. По-простому — директор не будет получать столько же, сколько уборщица. Сейчас такой принцип работает в госсекторе, а также на предприятиях, где заключены отраслевые соглашения. Например, средний коэффициент для руководителей там составляет 4,5-5 минимальных зарплат. Такая новация не только увеличит поступления в соцфонды и сбалансирует их бюджеты, но и даст возможность квалифицированным работникам после введения второго уровня пенсионного обеспечения отчислять взносы на собственную пенсию с более высокой зарплаты, соответствующей их опыту и навыкам.
Вторым направлением детенизации фонда оплаты труда станет введение новых и повышение существующих штрафов за нарушение трудового законодательства, в частности, за фактический прием на работу без оформления. Максимальный штраф, который будет налагаться на предприятие, принимающее на работу без оформления, — 34 тыс. грн. Довольно внушительная сумма. Однако в странах чуть западнее нас, в Болгарии, Чехии, Словакии, эти штрафы достигают эквивалента 2 млн грн. Даже если учесть разницу между нашим и их уровнем жизни, европейские санкции гораздо более жесткие. Заявления, что такие меры репрессивны, — игра на публику.