Кто ответит за имидж Украины?
Эпопея вокруг украинских символов Спрытка и Гарнюни набирает обороты. Именно эти мультяшные персонажи попали под раздачу, как со стороны общественности, так и влиятельных представителей власти. Напомним, компания CFC Consulting, основанная в 2002 году, получила эксклюзивные права от МИДа Украины на разработку брендинговой стратегии страны. Стоимость заказа составили 100 тыс. долларов. В нее включили разработку сайта, концепцию имиджевого позиционирования Украины за рубежом, а также социологическое исследование и презентацию брендбука.
Вскоре в СМИ начала появляться реакция экспертов касательно разработанной продукции. Ряд специалистов высказались крайне нелицеприятно в адрес творения своих коллег. «Ложкой дегтя» в общей стратегии оказались упомянутые Спрытко и Гарнюня. В частности, Тарас Березовец назвал героев «стереотипными персонажами», а общую стоимость проекта оценил в 5 тыс. долларов, вместо заявленных 100 тыс. долларов. Специалисты Сергей Гайдай и Денис Богуш высказали солидарность с коллегой. Одним из основных объектов критики стало отсутствие открытого и прозрачного обсуждения брендинговой стратегии в широком круге специалистов. Титулованный российский дизайнер Артемий Лебедев, высказался по поводу персонажей в брутальной форме. Отметив, что мультяшные герои «имеют явные симптомы умственной отсталости».
В свою очередь, общественные активисты, среди которых журналисты Виктория Сюмар, Вахтанг Кипиани и Егор Соболев, писательница Оксана Забужко и философ Сергей Дацюк, обратились с открытым письмом на имя Министра иностранных дел Украины Константина Грищенка. В своем обращении активисты призвали чиновников к основательному пересмотру предлагаемой концепции. Спрытку и Гарнюне отвели роль «колониальных стереотипов».
По их мнению, персонажи являются «оскорблением национального достоинства украинцев». Что удивительно, в ходе пресс-конференции Вице-премьер и министр инфраструктуры Украины Борис Колесников открестился от одобрительных отзывов коллег из МИД по поводу разработанного брендинга Украины. Его реакция на украинские символы оказалась также негативной. «Такое впечатление, что конкурс проходил между ветеранами или МИД, или Рейха» – предположил вице-премьер. У противоположной стороны конфликта также нашлись свои аргументы. Директор департамента информационной политики МИДа Олег Волошин нашел положительным сам факт обсуждения тематики в СМИ. Активистов, обратившихся с открытым письмом к профильному министру, чиновник назвал людьми, «которыми руководят политические амбиции».
Дополнительным плюсом, по его словам, является появление в свободной продаже сувениров в виде разработанных украинских символов. Также представитель МИД вспомнил историю пятилетней давности. В 2005 году харьковская компания «Конгломерат» выиграла аналогичный тендер. Сумма контракта с министерством составила 2,5 млн долларов. Подрядчик взял на себя обязанность раскручивать имидж Украины за рубежом. Но с тех пор ожидаемой активности так и не наблюдалось. Выделенную на проект сумму министерство пытается вернуть в судебном порядке по сей день.
Сравнивая деятельность предыдущих и нынешних коллег, чиновник положительно отозвался о разработчиках имиджевой стратегии. Учитывая, что подготовка Украины к финальной части Евро-2012 переходит в завершающую стадию (до официального старта Евро-2012 остается почти год), окончательное решение по вопросам брендинга страны будет приниматься в высших государственных кабинетах и может попасть лично на контроль президенту.
Вероятнее всего, история станет очередным камнем преткновения не только между властью и общественностью, но и в рядах самих чиновников. Естественно, из-за такой «мелочи» в стране вряд ли произойдет политический раскол. Но именно данная ситуация способна проявить настойчивость общественности в отношении пересмотра стратегии. А также, в очередной раз продемонстрировать, кем на самом деле принимаются окончательные решения в государстве.