Ключевых идей у вице-премьера по этому поводу две

Во-первых, это введение так называемой гарантированной зарплаты. То бишь для каждой категории определяется свой уровень зарплаты, ниже которой человеку не могут официально платить. То есть, например, работник предприятия получает официальную зарплату в 1000 грн, а еще 2000 — в конверте. И если гарантированную зарплату для него установят в 3000 грн, то именно столько (или больше) предприятие ему и должно будет платить (подобная система существует в государственном секторе, но на частный бизнес не распространяется).

Всего будет 8 уровней гарантированной зарплаты, начиная от минимальной (с 1 апреля — 960 грн) — и до 7680 грн (минзарплата, умноженная на 8). Скажем, руководитель предприятия должен будет получать зарплату не ниже 5-й категории (это минзарплата, умноженная на 5 — сейчас 4800 грн). Правда, у Тигипко еще не придумали более детально, какие профессии и по каким категориям будут разбиваться. Обещают это сделать в течение ближайшего месяца, после чего законопроект передадут в Раду. «Сегодня у нас 2,5 миллиона людей получают минимальную зарплату. Среди них и 120 тысяч руководителей предприятий! Ну, не верю я, что и уборщица, и руководитель организации получают по 960 гривен, — возмутился Сергей Тигипко. — Больше того, за 2010 год средняя зарплата в госсекторе составила 2700 грн, а в частном — едва дотянула до 1800 грн. Ну не может так быть!».

Штрафы

Второй удар Тигипко наносит «кнутом» — вводя крупные штрафы для нарушителей закона. Например, за то, что не оформил сотрудника на работу или выплатил ему зарплату в конверте, — руководитель заплатит до 8500 грн (или исправительные работы до 2 лет и запрет заниматься определенной деятельностью — до 3), а сама фирма — 34 тыс. грн за каждого неоформленного работника.

Кроме того, можно предположить, что гарантированные зарплаты станут своеобразным ориентиром для налоговиков — если уровень официальной зарплаты у работников будет меньше гарантированной для их категории, то такие предприятия госналоговая служба будет «рвать» в первую очередь. И руководителям нужно будет определяться, что для них проще и дешевле — платить постоянно взятки, чтоб откупаться от проверок, либо повысить зарплату до «гарантированного» уровня.

Сергей Тигипко считает, что наши предприниматели поддаются внушению в плане борьбы с зарплатами в конвертах, если их правильно мотивировать: «Например, мы сказали, что тот, кто хочет автоматического возврата НДС, должен иметь среднюю зарплату — 2,5 минзарплаты. Благодаря этой и другим мерам, за первые три месяца 2011 года поступления в Пенсионный фонд по сравнению с первыми тремя месяцами 2010 года выросли на 22,9%».

В то же время экономист Александр Жолудь не верит, что будет положительный эффект: «Боюсь, предприятия, которые расположены в депрессивных районах, просто закроются. Может, таких предприятий и немного — 2—5%, но людям, которые там работали, просто некуда будет идти. А что касается всей Украины: боюсь, эти меры будут иметь кратковременный эффект — эффект испуга. А дальше просто это выльется в рост коррупции. Ведь и за границей действуют не только кнутом, но и пряником. И у нас надо сделать так, чтобы сами работающие хотели получать «белую зарплату», и при приеме на работу, если им предлагают минималку официально, а все остальное в конверте, шли искать другую работу».

«У меня большое предприятие, 5 тысяч человек. Но если по этой новой сетке я вынужден буду платить больше, — придется сокращать людей», — говорит директор котлозавода Леонид Кригер.

А вот экс-министр труда и соцполитики Иван Сахань с Тигипко солидарен: «В Болгарии еще 3—4 года назад ввели нижние пределы зарплат по отраслям. И это дало результат».

«Это на самом деле хорошая мера, — соглашается директор по персоналу крупной киевской компании Валентина Б. — Да, видимо, какие-то мелкие предприятия закроются, но эффект по легализации зарплат будет. Но мне кажется, 8 категорий — это очень мало. В мире существует грейдирование зарплат на 22 категории. Может быть, нам надо использовать этот опыт».

А на предприятиях, тем временем, уже готовятся обходить нормы еще не принятого закона о гарантированных зарплатах. Говорят, это будет сделать очень легко. «Человек может реально работать аналитиком, но оформим его как ассистента — то есть, скажем, на 2—3 категории ниже, чем того потребует Минсоцтруда. Чтобы реально отбелить зарплаты‚ надо снизить налоги. Ведь помимо подоходного налога (15%) фирма еще от себя отчисляет 40% от зарплаты в соцфонды. То есть, по сути, больше 50% уходит в налоги. Многие просто не могут столько платить», — рассказала нам киевский кадровик Елена.