Начало специального расследования в отношении импорта нефтепродуктов инициировали нефтепереработчики. Компании настаивали на введении пошлин для защиты производителей. Расследование было открыто на том основании, что за прошлый год, по данным Минэнерго, импорт нефтепродуктов в Украину возрос с 3,8 млн до 4,5 млн т, что составило около половины рынка. При этом 68% импорта занимало топливо из стран Таможенного союза – Белоруссии, Казахстана и России. А причиной роста импорта стали налоговые преференции, которые импортеры получили от правительств этих стран. В частности, при поставке сырой нефти из РФ в Украину ставка экспортной пошлины составляет порядка $303. Для сравнения: в Белоруссию и Казахстан нефть поставляется без пошлины.
Иск был подан по инициативе импортеров нефтепродуктов («Галнафтогаз», «Континиум», Shell и другие компании), рассказал президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонид Косянчук. «Введение пошлин – вредоносная инициатива для рынка, операторов и потребителей. Она принесет повышение цен на топливо на 1,5 грн за литр,– заявил господин Косянчук.– Как нам еще бороться – на Майдан выходить?» В «Галнафтогазе» и «Континиуме» от комментариев отказались.
В Минэнерго, напротив, убеждены, что введение пошлин снизит цены на нефтепродукты, так как импортный бензин будет замещен более дешевым отечественным. «Мы выступаем за развитие и защиту отечественной нефтепереработки. Так же, как некоторые страны СНГ и Евросоюза защищают свои рынки металлопроката, труб и пива»,– говорят в пресс-службе министерства. Премьер-министр Николай Азаров ранее заявлял, что именно монополизация рынка со стороны импортеров привела к росту цен: «Это позволило импортерам ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня». Пресс-секретарь МЭРТа Инга Иоанно пообещала предоставить комментарий сегодня.
Нефтепереработчики удивлены непрозрачностью рассмотрения дела в суде. «К процессу не привлечен ни инициатор специального расследования – Минэнерго, ни даже Минэкономразвития как профильное министерство. У сторон, поддерживающих введение пошлин, нет возможности представить свои аргументы»,– говорит директор по связям с общественностью «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрий Зверев. «Импортеры показывают слабость своей правовой позиции. Вероятно, они осознают высокую вероятность введения заградительных мер и ищут любые возможности для блокирования расследования»,– считает председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко.
Управляющий партнер юридической компании Astapov Lawyers Андрей Астапов отмечает, что проводимое МЭРТом разбирательство является беспрецедентным. «Таких исков никто до сих пор не подавал. Суд не должен был принимать его к рассмотрению, поскольку он противоречит Хозяйственному кодексу и закону «О Кабинете министров»»,– считает господин Астапов. Если суд по иску ассоциации отменит проведение расследования, это будет «последним словом в юриспруденции», убежден партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко. «Это будет означать, что Кабмин можно через суд лишить предоставленных ему законом функций»,– говорит он.