На первый взгляд, причина роста цен на продовольствие — невероятное стечение разнообразных климатических аномалий, с пугающей регулярностью случающихся в разных концах света в последнее время. Небывалые засухи в Северном полушарии губят урожаи пшеницы и  кукурузы, катастрофические наводнения в Южном полушарии уничтожают посевы сои и плантации сахарного тростника. Обычно в ответ на резкий рост цен фермеры значительно увеличивают площади посевов, и к следующему году цены падают. Однако, судя по тревожным долгосрочным прогнозам, значительно возросшая волатильность цен на сельскохозяйственное сырье имеет более фундаментальную природу. Что изменилось?

В 60-х годах прошлого века благодаря ряду технологических изменений, получивших название Зеленой революции, удалось значительно повысить производительность сельского хозяйства. С тех пор цены на базовые продукты питания снижались год от года. По данным Food and Agriculture Organisation (FAO), урожайность пшеницы с 1961-го по 1990 год в среднем росла на 3% в год, в то время как ежегодный средний прирост населения составлял 1,8%.

В 1990-х годах возможность для дальнейших технологических улучшений была практически исчерпана, и ежегодный рост урожайности зерна снизился до 0,5%. Однако темпы роста населения снизились только до 1,4% в год. По данным Министерства сельского хозяйства США, с 2000 года фермерские хозяйства Северного полушария увеличивали ежегодное производство всех основных видов зерновых на 16% в год. Ежегодный спрос за тот же период рост на 20%! По данным ООН, в прошлом году рост цен на продовольствие составил 25%, увеличив число людей, живущих за чертой крайней бедности, на 44 млн человек.

По прогнозам ООН, к 2050 году население вырастет с нынешних 7 млрд до 9 млрд. По данным FAO, уже сейчас в мире около 1 млрд человек живет в состоянии хронического голода. Что будет, когда в течение 40 лет к ним прибавится еще две Индии?             

Впрочем, рост населения — это только половина проблемы. По мере роста прослойки среднего класса в развивающихся странах, прежде всего в Китае, диетические предпочтения людей меняются. С 1980-го по 2005 год потребление мяса в Китае удвоилось. С 2000 года спрос на свинину вырос на 30%, на говядину — на 6,7%. По данным FAO, в развивающихся странах в 2000 году на долю мяса приходилось около 20% от потребляемых калорий, однако к 2050 году это доля достигнет 29%. Для производства 1 кг говядины современными промышленными методами необходимо 6,5 кг зерна. Неудивительно, что мировое производство решительно не поспевает за спросом.

И наконец, растущее использование биотоплива в мире усложняет и без того непростую ситуацию. В попытке ослабить нефтяную зависимость все большее число стран вводит обязательные квоты на использование биотоплива. К 2020 году Бразилия, Япония и Евросоюз собираются заместить этанолом 10% от общего объема потребляемого топлива. США намеревается заместить этанолом 30% транспортного топлива к 2030 году. Поскольку на энергетическом рынке обращаются значительно более серьезные средства, даже небольшое изменение структуры спроса влечет грандиозные изменения на сравнительно более дешевом зерновом рынке. Сейчас в США на долю этанола приходится 8% потребляемого топлива, однако для его производства используется 40% урожая американской кукурузы. Еще в 2006 году Уоррен Стэнли, генеральный директор Cargill, призвал задуматься о последствиях, к которым приведет безудержное использование этанола, и в первую очередь использовать землю для производства продовольствия.

Инвестору, ставящему долгосрочные цели, стоит серьезно задуматься о том, как фундаментальные изменения глобальных трендов на рынке продовольствия отражены в его портфеле. Можно инвестировать в сырьевые товары напрямую, покупая соответствующие индексные фонды или фьючерсы. Однако более эффективная стратегия — создать портфель акций компаний, задействованных в сельхозпроизводстве. Безусловные фавориты здесь — это производители калийных и фосфатных удобрений. Цены на удобрения отражают не только рост цен на зерно, но и опасения, связанные с перебоями поставок собственно сырья для удобрений. Также интересны производители гербицидов и пестицидов и селекционных семян. По мере совершенствования методов ведения сельского хозяйства в развивающихся странах их продукция будет пользоваться все большим спросом. Ну и, очевидно, для обработки полей промышленного масштаба нужна современная сельскохозяйственная техника.