Об этом рассказала Лариса Антощук, юрист ЮФ Василь Кисиль и Партнеры.

По ее словам, невозможность подачи налоговых деклараций является одной из наиболее распространенных проблем бизнеса в течение последних нескольких лет. Формально ранее действующее законодательство обязывало инспектора без каких-либо предварительных проверок принимать декларации. На практике эта норма не работала.

Декларации отказывались принимать или возвращали после принятия на основании либо формального несоответствия, либо отсутствия «правильной» налоговой нагрузки. Каждый такой отказ стоил предприятию 170 грн, рассказала юрист.

Налоговый кодекс (НК) суммы штрафов за неподанную вовремя декларацию существенно повысил: теперь 170 грн применяется только при первом нарушении, а второе и следующее в течении года будет стоить предприятию уже по 1020 грн. При этом компании подают в год, как правило, 4 декларации по налогу на прибыль и 12 - по налогу ну добавленную стоимость и др.

Классический вариант законного способа избежать непредвиденных издержек в виде штрафных санкций за «недобровольную» несвоевременную подачу декларации - вариант «бесконтактной подачи», который предусматривает возможность пересылки декларации почтой. Но этот вариант, по словам Ларисы Антощук, может быть применим только малыми предприятиями (у которых до 50 работающих и до 70 млн грн дохода).

Подачу декларации почтой с уведомлением о вручении и с описью вложения, НК разрешает осуществлять за 10 дней до окончания срока подачи соответствующей декларации, пожчеркнула юрист. При этом в случае потери или повреждения письма или задержки с вручением, ответственность возлагается на почтового оператора. Хотя предприятие должно будет еще раз подготовить и подать декларацию. И очевидно, что на этапе подачи лично (сроки по подаче почтой уже пропущены) могут возникать практические проблемы.

Большие и средние предприятия, согласно НК, не имеют право подавать декларации по почте. Налоговые органы ожидают от таких компаний отчетность в электронном виде или подачи в явочном порядке. Как раз с подачей в электронном виде и возникает ряд проблем – гарантий, что отчетность будет получена и принята, нет. Как, впрочем, нет и гарантий, что предприятие сможет получить ключ и соответствующее программное обеспечение для подачи электронной отчетности.

На самое большое число проблем, по словам Ларисы Антощук, как раз возникает при подаче бухгалтером декларации лично в местную инспекцию. Поэтому, если инспектор необоснованно отказывается принять отчетность/возвращает декларацию, следует употребить все предусмотренные НК возможности защиты прав налогоплательщика: от звонка на телефон доверия (номера указаны на сайте Государственной налоговой администрации Украины) и одновременного обжалования в административном порядке (теперь это двухуровневая процедура), до обжалования в судебном порядке, подготовив соответствующий административный иск и заявления в прокуратуру.

Дополнительным инструментом защиты прав налогоплательщика можно считать механизм подачи вместе с отчетностью и приложения, составленного в свободной форме (например, заявление на имя начальника инспекции с описанием проблем с подачей декларации).

Любая из предусмотренных выше процедур обещает временные затраты, но ввиду необходимости установить прозрачные отношения между бизнесом и государственными органами очень важно указанные инструменты использовать вовремя, в полном объеме и юридически грамотно, резюмировала эксперт.