Ряд технических изменений в процедуру предварительного документального контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Украины
3 февраля 2011 года Верховная Рада приняла закон (№2973-VI), который вносит ряд технических изменений в процедуру предварительного документального контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Украины. Заурядное событие, подобные законы сейчас десятками принимают. Однако в таких заурядных делах, как правило, есть мелочи, ради которых эти технические поправки затеваются или которые к таким поправкам «примазываются».
Так, статью 27 Таможенного кодекса изложили в новой редакции, добавив в части первой фразу о том, что товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, кроме таможенного контроля, могут подлежать и другим предусмотренным законодательством видам контроля. Что позволяет на уровне министерства установить процедуру, которую будут обязаны выполнять все импортеры. Насколько законна такая процедура, вопрос десятый, если ее выполнение контролируется таможней…
Суть внесенных изменений наиболее ярко демонстрирует ситуация с ввозом в Украину товара в упаковке. Тема, которая касается практически любого гражданина, поскольку без импортных товаров мы сегодня обойтись не можем.
Упаковка бывает первичной (которая доходит до потребителя), вторичной (групповой) и третичной (транспортной). Первичная упаковка вместе с товаром доходит до конечного потребителя, и именно он определяет судьбу такой упаковки. Согласно статье 9 Закона „Об отходах“, гражданин является собственником упаковки. Если потребитель выбрасывает упаковку в мусор, то за вывоз этого мусора сам же и платит, к тому же обязан обеспечить раздельный сбор упаковки (статья 35-1 Закона „Об отходах“). Если же потребитель сдает упаковку как вторсырье, так он за это и деньги получает. Другими словами, потребитель заплатит за созданный им мусор в виде использованной упаковки, если не продаст такую упаковку.
Вторичная и третичная упаковки накапливаются у импортера (дистрибьютора или в торговых точках). Указанные субъекты как собственники упаковки также обязаны заключить договоры на ее сбор и утилизацию с соответствующими организациями (ст. 17 Закона „Об отходах“). На практике накопленная упаковка, как правило, продается для утилизации, и за это можно получить неплохие деньги.
Кроме того, импортеры обязаны заключить договоры на сбор и утилизацию не менее 35% от объема импортированной в Украину тары и упаковки. В связи с этим возникает вопрос: при определении тарифа на вывоз мусора для граждан учитывается, что 35% такого вывоза уже оплачены импортером или внутренним производителем? Однако речь сейчас не об этом. Стоит лишь отметить, что договоры импортер должен заключить не на организацию сбора и утилизации, а именно на сбор и утилизацию.