Два кодекса одной таможни
Международный имидж Украины снова под угрозой. Все последние достижения в вопросах улучшения инвестиционного климата и упрощения разрешительных процедур для бизнеса могут пойти прахом из-за противостояния вокруг новой редакции Таможенного кодекса. Поводом для волнений среди брокеров, импортеров и дистрибьюторов импортных товаров в Украине стал законопроект, зарегистрированный в парламенте под №8130. Документ внесли в противовес редакции Таможенного кодекса, которую разработала рабочая группа вице-премьера Сергея Тигипко. В случае принятия, он сделает таможенников практически всесильными, а бизнес – бесправным.
За что боремся
Есть всего несколько проблем, которые заботят иностранный бизнес в Украине: возможность нормально ввозить и продавать здесь товары и возможность спокойно выводить заработанные деньги. И если со свободой передвижения капиталов у нас более-менее все сложилось, то ввоз контейнеров с «добром» через таможню – традиционно слабое место. Импортеры признают: самые большие сегодняшние сложности – завышение таможенной стоимости, искусственные ограничения импорта и непомерные задержки транспорта на границе – начались и активно развивались после прихода в ГТСУ Игоря Калетника. Особенно болезненно проходит взаимодействие бизнеса и власти в «золотых воротах» страны – в южных портах. Несколько недель назад местные перевозчики и брокеры даже обращались с открытым письмом к властям, заявляя о поборах с каждого контейнера, которые организовывают таможенники ради собственной наживы. А на днях замглавы «Сильной Украины» Александра Кужель обнародовала обращение к президенту от имени предпринимателей, перевозчиков и брокеров с просьбой расследовать факты коррупции на таможне и уволить Игоря Калетника. Александра Владимировна повторяла эту просьбу не раз, обвиняя руководителя таможни в некомпетентности, а его однопартийцев коммунистов – в молчаливом согласии на коррумпирование таможни на фоне пустой критики реформ ее партийного шефа.
Между тем негодование бизнеса нарастало. В конце концов стало ясно, что таможенная служба нуждается в коренных реформах. Однако, несмотря на пафосные заявления, дальше концепций дело в самой ГТСУ не пошло. В правительстве также обеспокоились нерадужными перспективами потерять транзитный потенциал, и решили взять ситуацию в свои руки. В декабре была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Сергея Тигипко для формирования новой редакции Таможенного кодекса – более либеральной по отношению к предпринимателям и более строгой по отношению к самим таможенникам. Идеи всяческого упрощения для субъектов внешнеэкономической деятельности были поддержаны на наивысшем политическом уровне, в группу вошли и депутаты, и представители общественности, и даже таможенники, сцепив зубы, вынуждены были присоединиться к работе. К концу января новый проект Таможенного кодекса уже был готов и размещен на сайте Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики. По разным оценкам, за счет того, что в документе прописаны нормы прямого действия для таможенников, ограничения по проверкам, установлены четкие сроки таможенного оформления с момента подачи документов и проведен целый ряд других упрощающих жизнь бизнеса изменений, снизить уровень коррупции на таможне удалось бы на 80-90%.
Однако таможенники не желали упрощения. И во второй декаде февраля от имени народных депутатов в парламенте был зарегистрирован законопроект 8130, практически полностью нивелирующий антикоррупционные и упрощающие инициативы документа, подготовленного рабочей группой Сергея Тигипко. Предпринимателя снова предлагается загнать в рамки презумпции вины, а полномочия таможенной службы – расширить до невозможности.
Сам себе режиссер
Вот несколько примеров таких инициатив. Один из наиболее болезненных вопросов для импортеров – определение таможенной стоимости, на основании которой рассчитываются все таможенные сборы и платежи. С приходом в ГТСУ Игоря Калетника все предприниматели подвергаются процедуре завышения такой стоимости на основании некой внутренней базы таможни. Происходит это в связи с тем, что для подтверждения реальности заявленной стоимости, таможенники требуют документы, которые заведомо нереально добыть. Например, калькуляцию себестоимости продукции от производителя или конкурентов, поставляющих аналогичные товары. Сегодня перечень документов для этих целей регулируется постановлением Кабмина. В проекте Тигипко его предлагается поднять на уровень закона – чтобы у таможенников не было искушения его интерпретировать, а была лишь обязанность выполнять. В проекте же самой ГТСУ предлагается, чтобы перечень таможенники утверждали собственным приказом. Более того, вместо приоритета цены контракта, который заложен для определения таможенной стоимости в документах ГАТТ-СОТ, «первую скрипку» в этом вопросе предлагается отдать пресловутой «базе» таможни. Не нужно долго думать, чтобы понять, что только эти «новации» в случае их принятия, могут привести к еще большему разгулу коррупции на таможне.
Не говоря уже о других изменениях, которые предлагается внести. Например, новация, от которой у бизнеса зашевелились волосы – право в рамках пост-аудит контроля проводить проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, не связанную с экспортно-импортными операциями. Пост-аудит контроль в европейском законодательстве предусмотрен как «кнут» к «прянику» упрощения пограничных таможенных процедур. Если товар не слишком пристально досматривают и быстро оформляют на границе, это значит, что в пути к дилеру или продавцу он может быть проверен таможенной службой более тщательно. Условно говоря, инспекторы, чтобы проверить, куда направляется товар, по какой цене он будет оприходован, – могут незримо сопровождать поставку до внутреннего рынка. Там поставщик «передается» под надзор налоговых органов. Таким образом, если таможенники что-то «пропустили» по своей части, фискальные платежи не потеряются, а будут взысканы налоговиками. Именно такой принцип закладывался в правительственный законопроект, внесенный группой Тигипко. Но в ГТСУ решили «взять от жизни все». И «навесить» на пост-аудит контроль и проверки финхоздеятельности, и ношение огнестрельного оружия (притом, что на постах, где проводится оформление, как правило, есть вооруженные пограничники). Кто будет нападать на таможенников, непонятно. А вот сами они смогут использовать оружие для запугивания брокеров и импортеров. Более того, предлагается практически вдвое увеличить существующие (по Налоговому кодексу) сроки проверок – с 60 до 90 дней с правом продления еще на 30 суток. При этом если сегодня налоговики и таможенники хотя бы согласовывают время проверок или вовсе проводят их сообща, то в проекте 8130 предлагается определять время прихода инспекторов с контролем, когда им вздумается.
Еще один вопиющий пример, когда таможенники смогут действовать по собственному усмотрению – якобы внедрение европейского принципа уполномоченных операторов внешнеэкономической деятельности. Действительно, в мировой практике это крупные импортеры и экспортеры, которые часто проходят оформление, возят большие партии, регулярно приносят в госказну крупные суммы таможенных платежей, за что и пользуются определенными упрощенными процедурами. Однако взамен они открывают свою бухгалтерию проверяющим, готовы гарантировать уплату всех налогов специальными депозитами, и ежемесячно подают в таможенные органы отчеты об осуществленных операциях. Аналогичный принцип предлагалось ввести и законопроектом группы Тигипко. А вот инициаторы изменений со стороны таможни решили использовать уже проверенные методы: по сути продублировать в законопроекте существующую сегодня непрозрачную схему деления предпринимателей на «черных» и «белых» импортеров. Причем изначально все записываются в потенциальные «контрабандисты», а уж затем должны «заработать» себе высокое звание «льготника» таможни. Критерии для любых видов режима содействия (читай: коррупционной лазейки для избранных) определит опять-таки таможня.
Притворщики
Чтобы на первый взгляд проект 8130 все же казался «упрощающим», авторы кропотливо нашпиговали его различными выдержками из проекта Тигипко, а также из международных конвенций, которые предписывают максимально упростить передвижение товаров между странами. Однако ряд ключевых моментов таможенники, писавшие альтернативный законопроект, все-таки упустили. К примеру, в нем остались коррупционные дельты штрафов. Естественно, если у таможенника будет выбор – наложить штраф в 100 или 200 необлагаемых налогом минимумов, он предложит предпринимателю уплатить 100 в казну, 50 в карман инспектору под угрозой выписки 200. При этом нарушения, которые предлагается вменять субъектам ВЭД, разбросаны по почти сорока статьям кодекса. В то время как в проекте Тигипко таких статей всего 5-7, а «вилок» для штрафов и вовсе нет. Зеркальная противоположность этой ситуации – вопрос ответственности самих таможенников за свои действия, нарушения законодательства. По большому счету, максимум ответственности, который они несут по проекту 8130 – это выговор или замечание по Дисциплинарному уставу таможенной службы. При таком подходе – предприниматель преступник, а таможенник в шелковых одеждах – побороть коррупцию в этом органе никогда не удастся.
А в случае принятия документа, написанного ГТСУ, коррупционные схемы будут только разрастаться. Пострадает от этого, в первую очередь, внутренний потребитель. Ведь взятки, повышенная таможенная стоимость, задержки контейнеров на границе тяжелым грузом ложатся в цену импортных товаров. Кроме того, разгул коррупции напрямую влияет на транзитный потенциал страны: из Одессы и Ильичевска грузы массово выводятся в менее удобный, но более спокойный Новороссийск, румынскую Констанцу и болгарскую Варну. Когда поток обмелеет окончательно, таможенники получат эффект, обратный от ожидаемого. Вместо повышения поступлений в бюджет с таможенных постов, получится резкий обвал и недобор. Хотя уже сегодня вопрос можно решить кардинально: сменив некомпетентное и не желающее реформ и упрощения руководство ведомства.