За неполных три месяца банковский рынок Украины покинули четыре иностранные финансовые группы. Тем не менее, это вряд ли сильно изменит расклад сил в банковской системе. Такое мнение высказал председатель наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.
«Полагаю, что интерес западных групп к украинским банкам в нынешнем году может активизироваться. Кроме того, агрессивную политику проводят и существующие российские банки, что приведет к росту их доли в общей структуре банковских активов и нивелирует отток западного капитала из банковского сектора», – считает он.
Эксперт не исключает, что в 2011 году могут состояться сделки по выкупу российскими группами крупных украинских банков с западными корнями. «При самых смелых прогнозах речь может идти о двух прецедентах», – прогнозирует Андрей Онистрат.
На 1 января 2011 года из 176 работающих в Украине банков 55 учреждений имели иностранный капитал, в том числе 20 учреждений – 100-процентный. Доля иностранного капитала в 2010-ом году в украинской банковской системе выросла на 4,8 процентных пункта – с 35,8% до 40,6%.
Напомним, что первой иностранной группой, покинувшей украинский банковский рынок в начале декабря прошлого года стала Home Credit Group, владевшая днепропетровским Хоум Кредит Банком (до 2006-го Агробанк). За ним последовала продажа Банка Ренессанс Капитал (принадлежал российской Ренессанс Групп).
Инвестиционная группа Kardan N.V. объявила, что принадлежащая ей TBIF Financial Services B.V. продала 84% акций ВиЭйБи Банка. Четвертой финансовой группой, покинувшей украинский рынок, стал Bank of Georgia, который вышел из БГ Банка, оставив за собой контроль лишь над 19,4%.
Примечательно, что в двух из четырех сделках в качестве покупателей выступили «группы частных украинских инвесторов».
«Допускаю, что в таких приобретениях могут быть заинтересованы российские группы, более того, считаю такой сценарий весьма вероятным. Что касается продажи небольших банков-нерезидентов инвесторам из Украины, то во многих случаях я не понимаю смысла этих сделок. Кроме того, очень сложно делать какие-то выводы в отношении отдельных сделок, поскольку продажа «группе физических лиц» не позволяет судить о реальных бенефициарах. По сути, это может быть просто юридической схемой, разделяя капитал между несколькими миноритариями. В этом случае процедура реализации сделки в некоторой мере упрощается», – говорит эксперт.