С 1 января ряд предоставляемых ими услуг был освобожден от уплаты НДС, а с 1 апреля все расходы, понесенные юридическими лицами на приобретение товаров и услуг у предпринимателей-физлиц, не будут включаться в валовые затраты. При этом юрлица обязаны платить единый социальный взнос за своих контрагентов, пишет Коммерсант-Украина.
Вступившие в силу с 1 января 2011 года Налоговый кодекс и закон «О едином социальном взносе» заставили бизнес экстренно пересматривать схемы своей работы. Предприниматели, предоставляющие аудиторские, бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, были освобождены от начисления НДС. Это сделало невыгодной покупку их услуг, поскольку юрлица теперь не могут сформировать налоговый кредит по НДС. При этом аннулируются все свидетельства плательщиков НДС физлиц–субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на упрощенной системе налогообложения. При импорте товаров они продолжат платить 20% на общих основаниях.
Еще одно ограничение заложено в системе взимания единого социального взноса. В законе прописаны противоречивые нормы – п. 1 ст. 4 р. II и п. 1 ст. 7 р. III. Согласно первой, доход от любых гражданско-правовых отношений с физлицами–СПД, предоставляющими работы и услуги в соответствии с данными свидетельства о госрегистрации, не облагаются ЕСВ. Но вторая норма гласит, что в случае работы с СПД более одного месяца юрлицо обязано заплатить ЕСВ со всего объема выплаченных «единоналожнику» средств. «Соцвзносы составляют порядка 36%. Если минимальная зарплата 941 грн, то 346 грн – взносы на наемных сотрудников, плюс единый взнос за себя, проплаты по зарплате, единый налог. Мы несем такие нагрузки, которые полностью убивают бизнес,– говорит частный предприниматель-»единоналожник« Александр Московченко. – И это без платы за электроэнергию, которая для нас стоит 88 коп./кВт•ч. В итоге мы должны платить 3,6 тыс. грн, а нагрузка тех, кто работает в малых архитектурных формах и платит еще аренду, подходит к 5 тыс. грн в месяц». По оценкам Московченко, с учетом уплаты всех налогов малый бизнес сейчас выходит в «ноль».
Уже с 1 апреля начнет действовать раздел III Налогового кодекса, регламентирующий принципы налогообложения налогом на прибыль. В нем предусмотрен запрет юрлицам на включение в валовые расходы затрат, понесенных на покупку у физлиц–СПД товаров, работ, услуг и других материальных и нематериальных активов. Исключение – закупка IT-услуг у «единоналожников».
Ограничительная норма заработает только через месяц, но юрлица уже отказываются работать с СПД. «В крупных предприятиях нам рассказывают, что им звонили и предупреждали уже сейчас, что работать с предпринимателями нельзя», – рассказывает аудитор–СПД Ирина Березинец. Генеральный директор АО «СКФ Украина» (Луцкий подшипниковый завод) Владимир Цибульский сообщает, что совет директоров АО принял решение в I квартале до минимума сократить сотрудничество с СПД, а со II квартала полностью прекратить. «Уже на 80% сократили. В основном предприниматели-физлица нам предоставляли транспортные услуги, мы покупали у них канцелярские товары, мелкие запчасти. После отказа от услуг физлиц нам пришлось решать проблемы иначе, потому что потребность в товарах и услугах сохранилась», – признает Цибульский.