В ходе пятнадцатого раунда переговоров по созданию зоны свободной торговли, проходящего на этой неделе в Киеве, делегация Евросоюза озвучила свою позицию в отношении использования украинскими компаниями европейских географических названий в маркировке своей продукции. «Вам придется отказаться от них» – сказал руководитель подразделения Генерального департамента по вопросам торговли Европейской комиссии, руководитель переговорной группы от Европейской комиссии по созданию зоны свободной торговли Филипп Куиссон.
Всего существует около 3000 таких защищенных географических названий, из которых украинскими компаниями используется полтора десятка. В основном они распространены в пищепроме – шампанское, токай, херес, коньяк, названия сыров фета, рокфор. Этот вопрос стал одним из самых сложных на переговорах по созданию ЗСТ.
Филипп Куиссон отметил, что проблема с названиями возникала и у других стран и все они благополучно разрешали. При этом они привел пример Испании, которая также активно эксплуатировала слово «шампанское», и была вынуждена отказаться от него. «Но они адаптировались и стали называть такое вино CAVA. И этот продукт стал более успешным и известным чем тот, который раньше они называли «шампанское». Для Украины тоже есть широкие возможности по развитию» - сказал он.
Замминистра экономики Валерий Пятницкий подчеркнул, что подписание договора не означает, что тот или иной продукт будет запрещено производить в Украине. Просто производителям придется поработать с позиционированием своего продукта на рынке, на котором уже привыкли к тому или иному наименованию.
Ряд украинских производителей уже начали заменять в наименовании продукции слова «шампанское» на «игристое вино». В частности это было связано с проблемами на экспортных рынках, например в Прибалтике.
Проблемы географических названий используемых в Украине уже дискутировались, когда страна вступала в ВТО. Тогда Украина продлила право использовать эти названия для внутреннего рынка и на рынках стран-не членов ВТО.